Получи документы

Консультация для родителей «Сюжетно-отобразительная игра в раннем возрасте»

Королева Валентина Петровна
Консультация для родителей «Сюжетно-отобразительная игра в раннем возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Однако, возникновение, становление и развитие сюжетно-ролевой игры во многом зависит от начального этапа педагогического процесса, осуществляемого в ранний период детства.

В педагогической литературе часто встречается суждение о том, что в детском саду игра не достигает должного уровня, постепенно уходит из их жизни.

Публикация «Консультация для родителей „Сюжетно-отобразительная игра в раннем возрасте“» размещена в разделах

Именно в раннем детстве у ребенка закладываются основы физического, умственного, нравственного, эстетического развития. В раннем возрасте основой становления личности является предметно-игровая деятельность. В 2,5 года у детей в речи появляется слово «Я». Ребенок уже может брать на себя роль. Примерно к трем годам появляется сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок уже самостоятельно может проявить себя – показать свое «Я». И чтобы это произошло, взрослые должны вовремя помочь ребенку: научить отображать действия взрослых, научить играть сначала в парах, а затем в группах.

В наше время педагоги и психологи, врачи серьезно обеспокоены тем, что дети мало играют, увлечения компьютерными играми оборачиваются для ребенка серьезными нарушениями здоровья.

В семьях созданы некоторые условия для игры, но уровень взаимодействия детей и взрослых в игровой деятельности невелик. Когда ребенок становится старше, родители считают, что теперь он должен играть сам, а их задача состоит только в том, чтобы приобретать для него игрушки.

Таким образом, воспитатель в детском саду должен играть с детьми целенаправленно, систематически, а также в детском саду должны быть созданы условия для игровой деятельности детей соответственно возрасту ребенка.

Воспитатель должен просвещать родителей о значении игры в развитии ребенка, научить руководить деятельностью своих детей.

Чтобы сюжетно-ролевая игра, а в последующем ролевая игра не обошла детей стороной, воспитатель должен научить детей своей группы играть. Играть вначале рядом, затем в парах через сюжетно-отобразительные игры, а потом сюжетно-ролевые игры.

В теорию игры значительный вклад внесли многие ученые, педагоги, психологи: Эльконин, Н. Крупская, А. Макаренко, А. Запорожец, Л. Выготский, Р. Жуковская, Д. Менджерицкая, А. Усова, Е. Зворыгина, Н. Михайленко, Н.

Руководство сюжетной игрой ученые понимают по-разному. Зворыгина, И. Ивакина, С. Новоселова рекомендуют комплексный метод руководства, включающий взаимосвязные компоненты: ознакомление с окружающим в активной деятельности детей, обогащение игрового опыта детей, организацию предметно-игровой среды и общение взрослого с детьми.

Година, Н. Михайленко, Э. Пилюгина предлагают для развития игры показывать и объяснять простейшие игровые действия, знакомые детям по опыту, закреплять эти операции в совместной игре, подталкивать детей к переносам действия на другие игрушки.

Сюжетно-ролевая игра в развитии детей раннего возраста

(опыт работы)

Изучив теоретические вопросы по игре, разные подходы ученых к организации сюжетно-ролевой игры, за основу своей работы я решила взять рекомендации ученых Н. Михайленко, Н. Основываясь на рекомендации, программу детского сада, учитывая возраст детей, поставила следующие задачи:

Создать условия для развития игровой деятельности детей, создать развивающую предметную среду в группе.

Формировать умения детей осуществлять условные игровые действия с сюжетными игрушками, предметами-заместителями и воображаемыми предметами.

Научить детей связывать 2-3 игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их.

Дополнять, продолжать по смыслу действие, начатое партнером- взрослым, а затем и сверстником.

Подготовить детей к восприятию роли.

Привлечь к решению проблем родителей.

Согласно задач и перспективного плана я начала работу по данной теме вначале с создания развивающей среды. Правильная организация предметно-игровой среды формирует самостоятельную игру детей. Однако, без тактичного участия взрослых в игре детей, сами игрушки не обеспечивают поэтапное усложнение и развитие сюжетной игры.

После завершения адаптации детей я начала работу по формированию предметного взаимодействия между детьми, учила детей играть друг с другом. Чтобы свести детей в пару, я использовала игры с «катающимися» предметами (мячиками, машинками, а так же игры с пирамидками, кубиками («Совместная постройка башни», «Сбор пирамидки»). Всегда показывала, объясняла детям, как играть. После нескольких показов дети усваивали схему парного взаимодействия и с удовольствием играли. Каждый раз организовывала игру с 2-3 парами детей. Организация игры таким образом позволяет обеспечить большую самостоятельность детей, ориентацию на сверстников, заложить основу совместной сюжетной игры в будущем.

Параллельно с обучением в парах я старалась формировать игровые умения детей через совместные игры с детьми сначала с сюжетными игрушками. В этих целях развертывала сюжетную игру на виду у детей, одушевляя кукол и др. сюжетные игрушки. Например, это игры: «Машенька проснулась», «Зайка хочет есть», «Уложим куклу Катю спать». Сначала показывала игры с 1 сюжетной ситуацией (кормила куклу или укладывала спать). Затем я проводила игры с 2-3 сюжетными ситуациями, связанными друг с другом (поила кукол чаем, потом мыла посуду; варила кашу, затем кормила ею кукол, а потом укладывала спать).

Эмоциональная окраска действий взрослого, необычность его позиции «играющего» сразу же привлекало внимание детей. Малыши наблюдали за моими действиями, подключались к игре по желанию. Так же я сама вовлекала в игру детей, наиболее расположенных к общению со мной. Проводила игры на известные, понятные детям сюжеты : «Напоим кукол чаем», «Зайка проснулся, приготовим Зайке салат», «Кукла Катя поела и хочет спать».

Игры с 2-3 сюжетными ситуациями позволяли мне вовлекать детей в игру таким образом, чтобы мои игровые действия не просто повторяли, но и дополняли, продолжали. Чтобы позволить детям ощутить успех при достижении игровых целей, я одобряла приготовленную ими еду, хвалила их, включалась в игру и играла с ними наравне. Вместе радовались оригинальным действиям.

Как только дети научились развертывать игру с сюжетными игрушками, перешла к реализации следующей задачи по формированию у детей игровых действий с предметом-заместителем. Когда вводила в игру предметы-заместители, не только показывала игровые действия с ними, но и словесно указывала на условное значение и смысл производимого с ним действия («Это у нас как будто мыло» кирпичик, «Ножиком разрежем арбуз на кусочки» (палочка, мячик). А затем и детей побуждала комментировать вслух игровые действия. Специально создавала ситуации, позволяющие детям применять в игре предметы-заместители так, чтобы у них возникла необходимость поиска подходящего предмета взамен недостающего. Так, например, в игре «Кукла Катя хочет спать, а кровати нет», заранее убирала из группы кроватку, вносила куклу Катю, которая очень устала и хочет отдохнуть. Дети находили выход из создавшейся ситуации, составляли кроватку из двух стульев. В сюжетной игре «Кукла проснулась, хочет есть» убирала со стола игрушечные ложки. Дети находили палочку и кормили куклу. В дальнейшем стала использовать много разных предметов-заместителей (пробки, шарики, колечки, кружочки и др. Этим мы развиваем у детей фантазию, творчество, мышление.

В совместных играх расширяла круг действий с предметами-заместителями: придавала одному и тому же предмету различное условное обозначение (кирпичик сначала был использован как мыло, затем как телефон, пульт). После этого дети стали не только использовать предложенные взрослыми предметы-заместители, но и сами выбирали и договаривались, что они будут обозначать. Так, например, кубик обозначал запеканку, кирпичики – вафли, шоколадки.

К двум годам, когда ребенок усваивает действия «понарошку», нужно включать в игру наряду с предметами-заместителями и воображаемый предмет, с которым осуществляется игровое действие (брать воображаемые конфеты, ягоды и т. Например, во время игры предлагала детям тарелку с воображаемыми ягодами. Они охотно принимали мое предложение и ели «понарошку» эти ягоды вместе со мной.

На каждом этапе формирования игры старалась направлять общение так, чтобы ребенок переходил к самостоятельным играм. Сохраняла предметно-игровую среду, иногда специально ее организовывала. Подбирала игрушки, которые использовались в совместной игре с детьми. Создавала условия так, чтобы дети с удовольствием могли купать кукол в ванночках, стирать кукольное белье, вешать на веревочку сушить, затем гладить, кормить кукол, сажать на коляски и водить гулять.

После того, как дети овладели условным игровым действием с предметами-заместителями, воображаемыми предметами, начали самостоятельно включаться в простейшую игровую ситуацию, т. усвоили «азы» сюжетной игры, стала переходить от совместной игры с 1-2 детьми к такой игре, где можно было включить большое количество детей – всех желающих. Старалась объединять отдельные играющие группы общим сюжетом. Для этой цели предлагала детям игры типа «В гости», «Поездки на транспорте (поезде, пароходе, автобусе)», которые очень увлекали детей. В начале роль шофера, капитана выполняла сама, показывая игровые действия. При этом учила детей выполнять действия по просьбе воспитателя. Например, начинаю строить поезд из стульев. Дети подходят, с интересом спрашивают: «Что это?» «Сейчас мы с сами, - говорю я, - построим поезд и поедем вместе в лес на прогулку». Малыши охотно помогают мне в строительстве поезда, затем берут ведерки, корзинки (вначале по предложению воспитателя, усаживаются, и поезд отправляется. По пути в лес с детьми поем песни, играем в пальчиковые игры. В лесу собираем воображаемые ягоды, грибы, едим ягоды и т. На остановках напоминала детям правила, что выходить надо по очереди, спокойно, не толкать друг друга. Включала в игру воображаемых зверюшек, либо сюжетные игрушки, предлагала разные подвижные игры.

В играх стремилась заинтересовать ребенка сюжетом игры, вызвать у него желание играть. Для этого вносила в игру «сюрпризные» моменты, моменты неожиданности (телеграмма от обезьянки; в лесу под елочкой встречают зайку или медведя и играют с ними в игры).

Так как у детей уже имелся опыт совместных действий, они уже были ориентированы друг на друга, я направляла игру таким образом, чтобы ребенок дополнял по смыслу действия сверстника, как бы «замыкала» детей друг на друге.

Действия с предметом понарошку подготавливает возможность понятия ребенком того, что он и сам в игре может быть кем-то иным – понарошку мамой, доктором, т. подготавливает детей к принятию роли. Ребенку на первых порах легче и интереснее всего превращаться в маму, папу и во взрослых, чья профессия имеет характерные внешние атрибуты (доктор, шофер и др.

При организации игры «Больница» вначале познакомила малышей с работой медсестры. Ходили с детьми в медицинский кабинет, показала шкаф, где хранятся вата, бинты, коробочки со шприцами. Объяснила детям, что медсестра заботится об их здоровье, делает прививки, чтобы дети не болели. Прочитала детям отрывки из сказки К. Чуковского «Айболит». Смотрели иллюстрации с профессией врача. Познакомила детей с атрибутами для игры, с их назначением, показала, как нужно с ними обращаться. Сначала роль врача выполняла сама. После этого роль врача предлагала сыграть сначала активным, затем и менее активным детям.

В группе создаю благоприятные условия для самостоятельной игровой деятельности детей. Вместе с родителями изготовили атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Родители сшили постельное белье, одежду для кукол, прихватки, фартуки, изготовили рули и штурвалы.

Играю с малышами постоянно на протяжении всего года, чтобы поддерживать у них интерес к игре, чтобы вовремя усложнить ее содержание.

Вызываю детей на разговор, а это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие речи. Тем, кто играет неактивно, даю совет, помощь, указание чаще с использованием наводящих вопросов, а не по прямому подсказу, чем заняться, создаю «проблемные ситуации».

После проведенной работы диагностика детей по игровой деятельности показывает хорошие результаты. 60% детей имеют нормальный уровень игры. Слабый уровень игры имеют 40% детей, с задержкой в развитии на 1 эпикризисный срок. Из диагностики видно, какими игровыми действиями и умениями овладел ребенок, а над какими надо еще работать.

Я провела соответствующую работу по данной теме с родителями. Родители мало играют с детьми, мало знают по данной теме. На родительском собрании рассказала им о значении игры в жизни ребенка. Подготовила материал с разъяснением этапов развития игровой деятельности детей. Так же родители оказали нам помощь : пополнили группу игрушками, дидактическими играми, атрибутами для сюжетно-ролевых игр и другим оборудованием.

В результате проделанной работы у детей:

обогатились игровые действия;

увеличилась длительность игры;

выросла самостоятельность игровых действий, их независимость от взрослого;

дети научились действовать с предметами-заместителями, воображаемыми предметами;

дети научились объединяться в небольшие подгруппы для совместных игр;

Наблюдая за детьми, нетрудно заметить, что ребенок, который умеет играть, не капризничает, может, пусть и ненадолго, заняться полезным для себя делом.

Играйте с детьми, ведь вместе можно сделать игру веселой и интересной!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Новые научные открытия в раннем возрасте» Всем доброго времени суток! В настоящее время я прохожу курсы повышения квалификации и одним из практических заданий стало изучение Интернет-ресурсов.

Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте»Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте» Вся жизнь ребенка дошкольного возраста пронизана игрой. Только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Сюжетно-ролевые игры имеют.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в раннем дошкольном возрасте» Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в раннем дошкольном возрасте» Цель: повысить педагогическую компетентность родителей.

Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте» Каждый из вас знает, что дети очень любят играть. Ваши непоседы готовы играть с утра до позднего вечера! Но не всегда вы готовы уделить.

Консультация «Прогулки в раннем возрасте»Консультация «Прогулки в раннем возрасте» Многие родители детей раннего (ясельного) возраста очень ревностно относятся к прогулкам. Обижаются, если не выходят на прогулку.

Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте»Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.

Консультация «Воспитание сенсорных навыков в раннем возрасте»Консультация «Воспитание сенсорных навыков в раннем возрасте» Первые три года жизни ребёнка чрезвычайно важный и ответственный период. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь,.

Консультация «Патриотическое воспитание в раннем возрасте»Консультация «Патриотическое воспитание в раннем возрасте» Период раннего детства, очень благоприятный момент для развития, формирования личности и воспитания в целом. Психика у детей в этом возрасте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Сюжетно-отобразительная игра в раннем возрасте»
Опубликовано: 31 мая 2024 в 13:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Сюжетно-отобразительная игра в раннем возрасте»» (включая файлы) размещена пользователем Королева Валентина Петровна (УИ 390974) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД