Ирина Чернышева
Консультация для родителей «Влияние стиля общения с Матерью на формирование речи ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ С МАТЕРЬЮ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА
Стили общения пар «мать – ребенок».
1-й стиль. Мать с удовольствием общается с ребенком, внимательно выслушивает все, что он говорит, активно включается в разговор и всем своим поведением выражает уважение к ребенку. В таких парах часто идет разговор «глазами» : ребенок, рассказывая, смотрит матери в глаза и воспринимает ее невербальную ответную реакцию. Такой ребенок, как правило, умеет поддержать разговор не только с матерью, но и с другими взрослыми. Этот тип можно назвать «Оптимальным».
Публикация «Консультация для родителей „Влияние стиля общения с Матерью на формирование речи ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мама. День матери. Консультации для родителей
- Общение с ребенком. Консультации
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
2-й стиль. Мать не любит, когда ребенок что-то увлеченно
рассказывает, и чаще всего выслушивает его молча. Его эмоции
кажутся ей неуместными, она постоянно останавливает рассказ
словами «Успокойся!», «Помолчи, потом расскажешь» и другими
аналогичными замечаниями. Ребенок, стараясь привлечь внимание
матери, начинает форсировать тон повествования, сопровождает
его чрезмерной мимикой и жестикуляцией, но это только
стимулирует негативную реакцию матери, позволяя ей
рационализировать своё неприятия ребё нка: он на самом деле
становится гиперактивньм. Это стиль общения назван «Мать
молчит, ребёнок говорит».
3-й стиль. Ребенок привык, что с ними не разговаривают, и
уже не пытается вступить в контакт с матерью. На улице в таких
парах мать, как правило, смотрит в одну сторону, ребенок - вдругую; они как не общаются друг с другом. У обоих замкнутое
выражение лица. Это стиль называется «Оба молчат».
4-й стиль. Мать часто проявляет агрессию по отношению к
ребенку : кричит, ругает, дергает, иногда бьет. Это стиль назван
«Мать агрессивна».
Исследование показало, что в благоприятных условиях
находятся менее половины детей (47,7%). Большинство (52,2%)
испытывают ту или иную степень деривации со стороны матери.
Каждая третья мать (29,7%) старается оттолкнуть ребенка от
себя; она считает необходимым рвать.
Все связи, которые тот пытается наладить с ней и с
окружающим миром. Ребенок не сдается : он пытается объяснить
матери, что любит ее и хочет общаться с ней. Стараясь привлечь
внимание любыми способами, он становится гиперактивным, но
его экспрессия дает обратный результат : мать испытывает
психологический дискомфорт от близких контактов с ребенком
поэтому пытается подавить его активность с еще большей силой. В
отношениях с друзьями такая женщина зачастую бывает не только
нормальной, но даже очень милой и обаятельной, а чрезмерная
активность ребенка и ее «страдания» по этому поводу иногда
служат предметом жалоб в разговорах с друзьями.
Каждая седьмая мать (14,1) добилась желаемых результатов :
ребенок перестал с ней общаться. В подавляющем большинстве
случаев эта женщина тоже не имеет отклонений в общении с
другими людьми.
Каждая двенадцатая мать (8,5) проявляет агрессию к ребенку.
Этот факт в комментариях не нуждается. Далее было изучено, как
влияет стиль общения с матерью на становления речевой функции
ребенка.
Развитие речи у детей при различных стилях общения с
матерью
[/b]
При любой форме материнской депривации количество
нормально говорящих уменьшается в 1,5 - 2 раза. При
2-м стиле общения резко возрастает количество детей со слабыми
нарушениями речи (53%). Увеличивается количество детей,
страдающих сильными речевыми дефектами (17%). Еще более
серьезное положение складывается при 3-м стиле : число нормально
разговаривающих детей продолжает уменьшаться (27%, а тяжелые
нарушения встречаются в 2,5 раза чаще, чем при 1-м стиле и
составляют 30%.
Интересное явление обнаруживается при 4-м стиле общения.
Здесь намечается слабая тенденция увеличения количества детей,
имеющих нормальную речь. Это происходит за счет того, что
слабые речевые расстройства встречаются здесь реже. Число
тяжелых речевых нарушений остается стабильно высоким (27%).
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что при
материнской депривации становление речевых функций у ребенка
затрудняется. Если мать молчит, а ребенок продолжает говорить,
резко увеличивается количество слабых нарушений речи. Чем
сильнее выражена степень депривации, тем чаще встречаются
тяжелых расстройств. Но даже в тех случаях, x, когда речь названа нормальной, у некоторых детей отмечаются гиперкинез, нарушения
мимических реакций, повышенная жестикуляция,
Неестественные тон и громкость речи, некоторые
неадекватные формы поведения.