татьяна хлынова
Консультация для родителей старших дошкольников «Учим детей делить слово на части»
▼ Скачать + Заказать документы
Главной ступенью
знакомления детей со звуковой стороной слова является слоговой анализ слов.
Ребенок знакомится не только с тем, что слова звучат, и звучат по-разному, но и что они состоят из частей. Постепенно звуковая форма слова выступает перед старшими дошкольниками как особая действительность, становится специальным предметом его осознания.
Темочки:
Мы должны научить детей членить слова на слоги (с термином "слог" дошкольников не знакомим, заменяем термином "часть слова", составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами (си – ни – ца и т. п.) Как это осуществляется?
Сначала даются слова двусложные с открытыми слогами: мама, сани и т. п. Потом постепенно слова усложняются : малина, курица, ракета, мишка, шапка, мак, суп. В данной работе используются те же игровые приемы, что и при ознакомлении детей с предложением : удары мячом об пол, удары в барабан, шаги, хлопки и др.
Полученные знания, вы, уважаемые родители, должны закреплять дома и я хочу предложить некоторые упражнения на закрепление навыка звукового анализа:
1. Игра "Телеграф" : "передать" слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).
2. Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове : удары сопровождаются четким произнесением слогов.
3. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни) : сравнить слова : где колец больше, то слово и длиннее.
4. Ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует мама или папа).
5. Разбор слова по схеме : сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами.
6. Разрезные картинки" : разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.
7."Рассели животных по домам" :одноэтажный дом –кот,двухэтажный – лиса (каждый слог записать на отдельный этаж дома).
8. Что изменилось в слове? (Лис – лиса – лисица)
9. Ребенку предлагается ряд картинок (слов, из них надо выбрать самое длинное слово – название изображенного предмета, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова.
10. Мама показывает картинку, а ребенок должен показать или написать цифру, обозначающую ударный слог в слове.
11. Анализ слов : изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука? (Низ – вниз: шил – сшил).
12. Ребенку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех этих словах : самолет, молоко, прямо, мороженое,.
13. Дополнить слово подходящим слогом : земляни., смороди.
Чтобы дети лучше усваивали материал, обучение их звуковому анализу должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, желание понять явление, будит мысль.
Пусть ребенок ждет ваших занятий с ним, зная, что к нему придут сказочные герои: Айболит, Петрушка, Вини – Пух, Мурзилка и, конечно, Незнайка, озорной, смешной, который часто шалит, ленится и не хочет заниматься, делает ошибки. Дети обязательно придут на помощь Незнайке и правильно выполнят любое задание. Они с удовольствием слушают сказки, которые им приносит веселый Сказочник, и сами сочиняют.
Все это имеет важное значение для овладения грамотой, для последующего изучения родного языка в школе.