татьяна хлынова
Консультация для родителей старших дошкольников «Учим детей делить слово на части»
▼ Скачать + Заказать документы
Главной ступенью
знакомления детей со звуковой стороной слова является слоговой анализ слов.
Ребенок знакомится не только с тем, что слова звучат, и звучат по-разному, но и что они состоят из частей. Постепенно звуковая форма слова выступает перед старшими дошкольниками как особая действительность, становится специальным предметом его осознания.
Публикация «Консультация для родителей старших дошкольников „Учим детей делить слово на части“» размещена в разделах
Мы должны научить детей членить слова на слоги (с термином "слог" дошкольников не знакомим, заменяем термином "часть слова", составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами (си – ни – ца и т. п.) Как это осуществляется?
Сначала даются слова двусложные с открытыми слогами: мама, сани и т. п. Потом постепенно слова усложняются : малина, курица, ракета, мишка, шапка, мак, суп. В данной работе используются те же игровые приемы, что и при ознакомлении детей с предложением : удары мячом об пол, удары в барабан, шаги, хлопки и др.
Полученные знания, вы, уважаемые родители, должны закреплять дома и я хочу предложить некоторые упражнения на закрепление навыка звукового анализа:
1. Игра "Телеграф" : "передать" слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).
2. Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове : удары сопровождаются четким произнесением слогов.
3. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни) : сравнить слова : где колец больше, то слово и длиннее.
4. Ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует мама или папа).
5. Разбор слова по схеме : сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами.
6. Разрезные картинки" : разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.
7."Рассели животных по домам" :одноэтажный дом –кот,двухэтажный – лиса (каждый слог записать на отдельный этаж дома).
8. Что изменилось в слове? (Лис – лиса – лисица)
9. Ребенку предлагается ряд картинок (слов, из них надо выбрать самое длинное слово – название изображенного предмета, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова.
10. Мама показывает картинку, а ребенок должен показать или написать цифру, обозначающую ударный слог в слове.
11. Анализ слов : изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука? (Низ – вниз: шил – сшил).
12. Ребенку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех этих словах : самолет, молоко, прямо, мороженое,.
13. Дополнить слово подходящим слогом : земляни., смороди.
Чтобы дети лучше усваивали материал, обучение их звуковому анализу должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, желание понять явление, будит мысль.
Пусть ребенок ждет ваших занятий с ним, зная, что к нему придут сказочные герои: Айболит, Петрушка, Вини – Пух, Мурзилка и, конечно, Незнайка, озорной, смешной, который часто шалит, ленится и не хочет заниматься, делает ошибки. Дети обязательно придут на помощь Незнайке и правильно выполнят любое задание. Они с удовольствием слушают сказки, которые им приносит веселый Сказочник, и сами сочиняют.
Все это имеет важное значение для овладения грамотой, для последующего изучения родного языка в школе.