Крутова Анна Сергеевна
Консультация для родителей старшей группы «Патриотическое воспитание ребенка»
▼ Скачать +Заказ
Воспитание патриотизма у дошкольников – часть задачи нравственного воспитания, которое включает в себя также воспитание любви к окружающим людям, детскому саду, родному краю и Родине. Патриотизм-это любовь к Родине, преданность Родине, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на благо Родины, беречь и приумножать ее богатства. Без уважения к истории, культуре и национальным символам Родины невозможно воспитание чувства собственного достоинства, уверенности в себе и, в конечном итоге, полноценной личности. Детям дошкольного возраста, а особенно старшего, прививается любовь к родному краю, к характеру воспитания, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в знаниях и формируется в процессе целенаправленного воспитания. Для маленького ребенка Родина начинается там, где он живет, на улице, где находится его детский сад. Дети должны осознавать, что они - часть народа огромной и богатой страны, что они – граждане России и маленькие россияне. Дети должны знать, в каком районе они живут, как красивы улицы, по которым они ходят каждый день. Затем нужно дать им понять, что город-это часть большой страны и что дети – жители граждане России. Гражданин- это житель страны, который любит свою страну и поэтому признает ее законы (правила поведения). Постепенно у детей формируется представление о России – своей родной и многонациональной стране. Под руководством воспитателей дети знакомятся с достопримечательностями города и начинают гордиться им. Знакомясь с родной страной и ее достопримечательностями, дети учатся формировать представления об окружающем мире. Дошкольники узнают о людях, прославивших себя трудовыми или военными подвигами, их именами называют города, улицы и площади. Их также знакомят с событиями прошлого. Любовь к Родине начинается с любви к родной стране. В связи с этим очень важно, чтобы дети дошкольного возраста знакомились с историческим, культурным, национальным и географическим своеобразием. Поскольку дети дошкольного возраста эмоционально воспринимают окружающую действительность, их патриотизм по отношению к родному краю проявляется в виде чувства тоски по своему городу и стране. Именно эти чувства необходимо вызывать в процессе ознакомления детей с городом и страной их рождения. Патриотическое воспитание детей - сложный педагогический процесс. В его основе лежит развитие нравственных эмоций. Чувство Родины начинается с отношений ребенка с самыми близкими ему людьми - семьей, мамой, папой, бабушкой, дедушкой. Чувство родины начинается с восхищения ребенка тем, что он видит, чему удивляется, что трогает его душу. И хотя многие впечатления непрочувствованны глубоко самим ребенком, а передаются через его восприятие, они играют большую роль в развитии патриотической личности. В каждой стране есть свои сказки, все они передают из поколения в поколение нравственные ценности - доброту, дружбу, взаимовыручку и трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям народа, но и способствуют становлению личности, основанной на духе патриотизма. Любовь к патриотизму формируется через выражение любви к природе. Это и прогулки по лесам, рекам и полям, и экскурсии в детский сад, и прогулки по улицам, и наблюдения за природой. Живые впечатления от природы своей страны помогают сделать из детей патриотов своей страны. Патриотическое воспитание в детском саду - это процесс наследования и освоения традиционной национальной культуры. Содержание и методы патриотического воспитания должны соответствовать возрастным особенностям детей. Важнейшими результатами патриотического воспитания в детском саду являются формирование у детей положительного сознательного отношения, социально-нравственной ориентации, устойчивого интереса к общественным явлениям и событиям, происходящим в городе и стране, чувства радости и гордости за наши достижения. Успех патриотического воспитания дошкольников во многом зависит от атмосферы, царящей в их родительском доме, семье. Поэтому необходимо объединить усилия дошкольного учреждения и семьи. Такая целенаправленная педагогическая деятельность способствует воспитанию у детей трудолюбия, гуманизма и патриотизма, формированию позитивной жизненной позиции. В нравственно-патриотическом воспитании очень важен пример взрослых, особенно близких (отцов, дедушек, дядей). Старшие в семье (бабушки дедушки, участники Великой Отечественной войны, их подвиги на фронте и в труде) должны прививать детям нужные и важные понятия. Это "долг перед Родиной", «любовь к Родине", «ненависть к врагу","трудовая деятельность". Дети должны понять, что они любят свою Родину и что их Родина-это страна, которая чтит героев, отдавших свои жизни за счастье народа. Родина чтит героев, отдавших свои жизни за благополучие народа. Их имена увековечены в названиях городов, улиц и площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Дети старшего дошкольного возраста с интересом слушают серьезные песни о войне, с удовольствием танцуют танцы на военную тематику "Синий платочек" и "Огонек", поют песни "Смуглянка" и "Катюша". Прослушивание таких песен в сочетании с усвоением определенных идей в образовательной деятельности очень важно для пробуждения гражданских чувств детей. Для воспитания гражданских чувству детей можно использовать следующие виды деятельности: беседы о пользе людей, работающих на благо Родины, о хороших людях и природе; чтение художественных произведений на патриотическую тему, песен, классики поэзии наизусть; просмотр видеофильмов; тематические презентации; личный пример педагогов и родителей. Воспитание патриотов Родины - ответственная и сложная задача, решение которой может начаться только в первые годы обучения в школе. Систематическая и организованная работа, использование разнообразных средств воспитания, совместные усилия детского сада и семьи, ответственность за слова и поступки взрослых дадут положительные результаты и станут основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Предложения для родителей : Во время прогулки рассказывайте им о том, что находится на улице, и говорите о важности каждого объекта. Побуждайте их задуматься о работе государственных учреждений - почты, магазинов, библиотек. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений и обратите внимание на ценность их труда. Участвуйте вместе с детьми в таких работах, как уход за садом или посадка зеленых насаждений. Учите их правильно оценивать свои и чужие поступки. Читайте книги о своей родине, ее героях, традициях и культуре своего народа.