Галия Саттарова
Консультация для родителей старшей группы «Мнемотехника. Помощь при запоминании стихотворений»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей старшей группы : "Мнемотехника. Помощь при запоминании стихотворений"
Что же такое мнемотехника? Считается, что слово с корнем «мнемо» ввёл Пифагор в VI до н. э., соединив его значение с богиней памяти Мнемозиной. Так появился термин «мнемоника» — искусство запоминания, а позже — «мнемотехника». В Древней Греции также использовали мнемотехнику в качестве интеллектуального спорта — демонстрировали искусство запоминать большие объёмы информации. Дошкольникам трудно запоминать большое количество информации, особенно если эта информация не закреплена визуально. Тут на помощь приходит мнемотехника, которая помогает развивать память, внимание, наблюдательность, речь, логическое мышление, воображение, помогает преодолеть стеснительность, развиваются коммуникативные навыки общения, развивается пространственная ориентировка на листе бумаги.
Публикация «Консультация для родителей старшей группы „Мнемотехника, Помощь при запоминании стихотворений“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Мнемотехника — совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций, на основе визуального и аудиального, а также чувственного представления.
Мнемоквадрат – карточка с изображением, где зашифрована информация. Это может быть одно слово, или словосочетание, или простое предложение. Закодировать можно как предмет, так и действие.
Мнемодорожка состоит из четырех или большего числа мнемоквадратов. Рисунок в каждом квадрате шифрует либо слово, либо словосочетание. Дети, глядя на изображение, учатся составлять рассказ, состоящий из нескольких предложений. Все рисунки должны быть яркими, запоминающимися, легко вызывать ассоциации.
Мнемотаблица – это таблица, состоящая из квадратов, заложена та или иная информация в виде рисунков, которые помогают детям запомнить стихотворение или составить какой – либо рассказ.
В возрасте 4-7 лет уже происходит знакомство с мнемодорожками и мнемотаблицами. Дети быстро запоминают стихи, загадки, скороговорки, цифры, букв.
Как быстро и легко разучить стихотворения Т. Шорыгиной о маме, используя приёмы мнемотехники?
Ничего милее нет
Маминой улыбки –
Словно вспыхнет солнца свет,
Мрак развеет зыбкий!
Словно хвостиком блеснет,
Золотая рыбка –
Радость сердцу принесет
Мамина улыбка!
1. Сначала было прочитано всё стихотворение.
2. Затем стихотворение было прочитано построчно с показом мнемотаблицы.
3. Затем показывался каждый квадрат таблицы и объяснялось, что и почему в каждом квадрате изображено.
• «Ничего» - буква Н; «милее» - изображение цветка, «нет» - пустой квадрат.
• «Маминой» - буква М, написана зелёным фломастером; «улыбки» - нарисованы губы
• «Словно» буква С; «вспыхнет солнца» - в левом верхнем углу квадрата нарисована буква В, а посередине – нарисовано солнце; «свет» - изображена лампочка
• «Мрак» - заштрихован квадрат чёрным фломастером; «развеет» заштрихованы части квадрата по бокам чёрным фломастером, а посередине нарисованы стрелочки, которые, как бы раздвигают, развевают мрак; «зыбкий» - в левом верхнем углу квадрата написана буква З, посередине изображён схематично (в виде затвердевшей лужицы с трещинами) лёд, с зигзагообразными линиями (с детьми вспомнили про свойство тонкого льда, что он хрупкий как стекло, легко бьётся, зыбкий).
• «Словно» - буква С; «хвостиком» - хвост золотой рыбки; «блеснёт» - буква Б.
• «Золотая рыбка» - нарисована на два квадратика золотая рыбка
• «Радость» - буква Р; «сердцу» - нарисовано сердце; «принесёт» - буква П.
• «Мамина» буква М, написана розовым фломастером; «улыбка» - нарисованы губы.
4. Когда все квадраты мнемотаблицы были разобраны, стали учить стихотворение построчно с показом нарисованных изображений.
5. Затем повторяли стихотворение по четверостишьям.
6. Повторили стихотворение целиком.
7. Дети по памяти воспроизводили строки стихотворения, опираясь на мнемотаблицу (хором, затем индивидуально, выходили дети к доске, декламировали стихотворение как чтецы, а остальные дети слушали, если надо помогали и дружно аплодировали чтецам). После чего отправили видеопоздравление мамам, в честь праздника.