Мария Казакова
Консультация для родителей «Справляемся с детским стрессом»
▼ Скачать + Заказать документы
Период дошкольного детства - это время игр, возможно поэтому, взрослыми он воспринимается как беспечность и сплошное веселье. Какие могут у детей быть стрессы? Побегал, поиграл и все заботы. Так же отрицается собственный стресс и близких нам людей. Говорят: «Ой, да это пустяк, не придумывай! Нашел из-за чего расстраиваться!». Но в действительности и взрослый и ребенок может оказаться в сложной ситуации.
Публикация «Консультация для родителей „Справляемся с детским стрессом“» размещена в разделах
Что и какие ситуации могут привести ребенка в стрессовое состояние? На самом деле таких ситуаций множество. Особенно, если говорить о нахождении ребенка в детском саду или школе. Рассмотрим на примере детского сада, ребенок находится в постоянном напряжении: нужно подстраиваться под режим дня, отстаивать свою территорию и игрушку, которую успел взять, да к тому же очень обидно, когда ребята вдруг решили не брать тебя в свою игру. Трудно и практически невозможно (да и не нужно) оградить своего ребенка от всевозможных трудностей. Но можно выслушать, поддержать и научить его справляться со стрессом.
1. Говорите, если заметили, что ребёнку плохо
Дети не всегда могут понять и описать свои чувства, и это дополнительно усиливает тревогу ребёнка. Поэтому важно учить детей определять свои эмоции. Чем больше оттенков переживаний знает ребёнок, тем лучше. Назвать проблему — сразу же снять часть тревоги, которая с ней связана. Ведь если состояние как-то называется, значит, кто-то с этим уже сталкивался и способ решения наверняка есть. Если заметили, что ребёнка что-то беспокоит, скажите ему об этом. Спросите, что происходит. Если можете, называйте чувства, которые, как вам кажется, испытывает ребёнок. Только без осуждения и обесценивания, пожалуйста. Даже если повод кажется вам ничтожным. Смысл в том, чтобы дать ребёнку понять, что вы готовы говорить о проблемах, видите его переживания и вам не всё равно.
2. Спокойно выслушать
Выслушайте ребенка спокойно, внимательно, без осуждения, вздохов и чтения нотаций. Не говорите о том, как надо было поступить. Не объясняйте, что все проблемы — вообще ерунда. Попробуйте задавать как можно больше вопросов, чтобы рассмотреть ситуацию со всех сторон. Что ты почувствовал? Почему принял такое решение? Что ты хотел тогда и чего ты хочешь теперь? Иногда выслушать — достаточно для того, чтобы проблема сама начала устраняться. Иногда дети не хотят говорить — это нормально. Не настаивайте, просто дайте понять, что выслушаете его, когда он будет готов поговорить.
3. Ребенок сам разберется в проблеме
Сделайте это вместе, но не делайте за ребёнка всю работу. Активное участие в поиске решения придаст ему уверенности в себе. Придумайте несколько возможных решений, обсудите их сильные и слабые стороны.
4. Напомните ребенку о его успехах
Уделив достаточно внимания обсуждению сложной ситуации, переведите разговор на более приятную тему: успехи ребёнка, его любимые занятия и прочее. Это поддержит его, послужит обращением к его собственному ресурсу, напомнит ему о том, что есть другая сторона жизни — где всё получается, где есть приятные эмоции и тёплые отношения. А значит, он может справиться со своей проблемой.
5. Внести изменения при регулярном стрессе
Иногда стресс вызван ситуацией, которая повторяется регулярно. В этом случае нужно подумать, что можно изменить, чтобы минимизировать неприятные эмоции. Может, стоит пересмотреть расписание дополнительных занятий, чтобы не делать уроки по ночам. Или поменять преподавателя в музыкальной школе/тренера в спортивной секции/репетитора на более мягкого и компромиссного человека.
6. Помните о физическом комфорте
Если причина стресса — в исключительных обстоятельствах жизни, обратите внимание на физический комфорт ребёнка. Обращение к телу и его потребностям всегда даёт хороший результат. Важно иметь более или менее чёткий распорядок дня со всеми необходимыми остановками на еду и отдых. А ситуаций неопределённости, наоборот, лучше избегать. Если такого рода ситуации неизбежны, то нужно заранее проговарить всё, что о них известно (пойдём туда-то, проведём там столько-то времени, там будет тот и этот, делать будем то-то, а потом вернёмся домой).
7. Возвращение к более раннему периоду жизни
Ресурсным может быть обращение к более раннему детству и его радостям –совместные прогулки и просмотр любимых фильмов, вкусная домашняя выпечка, больше объятий. Иногда бывает полезно вспомнить ритуалы, которые сопровождали ребёнка в детстве (вроде чтения на ночь или молока с мёдом перед сном). Если ребёнок маленький, то можно чаще брать его на руки. Это как раз тот случай, когда может быть полезно говорить «мы» вместо «ты». Например: «мы с этим справимся», «у нас всё получится». Это даст ребёнку чувство защищённости и уверенности в своих силах перед лицом проблемы, с которой он столкнулся.