Ольга Белова
Консультация для родителей «Создание в семье речевой среды для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк.
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать её поток
И восклицать: "О! Как же ты красива!"
Речевая среда для ребёнка дошкольного возраста – это окружение ребенка, которое раскрывает его речевой потенциал. Одно из важных условий гармоничного речевого развития ребенка - правильная, грамотная, отчетливая речь окружающих. Семья – главный источник речевого развития дошкольника. Речь взрослого не должна содержать «сюсюканье», быстрый темп, искажение слов, недоговаривание окончаний.
Публикация «Консультация для родителей „Создание в семье речевой среды для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Необходимо принимать во внимание звуковое окружение ребенка в период его речевого развития. Неблагоприятная среда – это постоянная суета, звуки работающего телевизора, крики, любые фоновые шумы. Такая обстановка очень утомляет ребенка и мешает сосредоточиться на речи окружающих.
Важная составляющая становления речевой коммуникации – это эмоциональный контакт взрослого с ребенком. Дети чётко считывают настроение взрослого собеседника, его вовлеченность в процесс общения. Важно удерживать зрительный контакт во время коммуникации и помнить, что ребенок открыт к общению, когда он чувствует внимание, интерес, доброжелательность взрослых, свою защищенность. Совместная деятельность – один из инструментов для поддержания эмоциональной составляющей и вовлеченности взрослого и ребенка в процесс речевой коммуникации. Например, вы вместе замешиваете тесто. Важно речевое сопровождение : «сыпь, добавляй, ещё, хватит, мешай, раскатывай, жми, режь, посыпай». И это не просто слова, а слова, которые сопровождаются действиями, эмоциональной окраской и получением понятного результата – печенье или пирог. Важно учитывать все стороны речевого развития : произносительную сторону, словарь, грамматический строй, связную речь. В контексте данной деятельности проговариваем, какую форму выбираем, какую начинку, сколько ложек ингредиентов добавляем, чем размешиваем, в какую сторону, что делаем сначала, а что потом, что будем делать в самом конце. Комплексный, осознанный подход важен в любой совместной деятельности. Процесс наблюдения из окна на улицу тоже может быть увлекательным, если будем по очереди описывать, что происходит за окном, например, «идет дождь, ветрено, пасмурно, дедушка гуляет с собакой, девочка бежит под зонтом». Ролевые игры – также инструмент речевого развития. Проигрывая с ребенком встречу гостей, поездку на море, ремонт в квартире, мы наполняем его опытом и впечатлениями, необходимыми для полноценного речевого развития.
В доме должны быть игры и книги, соответствующие возрасту ребенка и играя или читая, взрослый обязательно отвечает на вопросы ребенка, сам задает ребенку наводящие вопросы, создавая почву для размышления и диалога.
Родители должны понимать, что речевое развитие ребенка зависит и от психического и соматического здоровья ребенка. Необходимо исключить стрессовые тактики воспитания, зависимость от гаджетов. Важно соблюдать режим дня, режим питания. В случае задержки речевого развития ребенка, необходимо пройти полное обследование для определения причины нарушения (невролог, сурдолог, психиатр, логопед) и проведения коррекционной работы.
Создание речевой среды требует от взрослых членов семьи выполнения ряда правил.
Во-первых, не перегружать ребенка речевым материалом, говорить фразами, доступными для понимания ребенка.
Во-вторых, контролировать свою речь.
В-третьих, корректно исправлять ошибки в произношении ребенка, давая речевой образец.
В-четвертых, всегда отвечать на вопросы ребенка.
В-пятых, обеспечивать разнообразие представлений об окружающем мире.
В-шестых, быть эмоционально заинтересованным в общении с ребенком.
Предлагаем некоторые инструменты, которые можно использовать для создания речевой среды в семье :
-совместная деятельность
-речевые игры (рифмы, загадки)
-комментирование действий
-использование в речи обобщающих понятий
-сравнение предметов между собой
-домашний театр (праздники)
-вопрос "А ты как думаешь?"
-"Вечерний круг"
Общаясь с ребенком, обязательно поддерживайте положительный настрой, будьте терпеливы и не скупитесь на похвалу. Гармоничное речевое развитие дошкольника – это результат каждодневной работы и залог его успеха в дальнейшей жизни.