Елена Мягкова
Консультация для родителей «Смех вместо таблетки»
▼ Скачать + Заказать документы
Смеющийся ребенок, всегда вызывает большую симпатию. Смех – это признак счастья и радости. Если ребёнок смеётся, значит, ему хорошо и именно это он хочет «рассказать» окружающим. Таким образом, смех является невербальной (бессловесной) формой общения, особенно для детей.
Малыши умеют улыбаться и смеяться уже с трёх месяцев, а взрослея, учатся чувствовать настроение окружающих и копируют их поведение: улыбаются мамам в ответ на улыбку и смеются с папой за компанию. Но в этом возрасте их интересуют конкретные нестандартные ситуации с элементами неожиданности: смешные наряды близких, игры в «прятки» с бабушкой и дедушкой. Они учатся «определять» смешные ситуации и смеются вслед за взрослыми, а потом сами стараются рассмешить родителей. Ближе к четырем годам у ребенка формируется настоящее чувство юмора и с этого возраста взрослые должны уделять особое внимание развитию способности ребенка понимать шутки, потому что при воспитании маленьких детей смех и юмор играют большую роль. Во-первых, они помогают достойно выходить из сложных ситуаций. Во-вторых, у детей формируется чувство юмора: подражая взрослым, они тоже начинают шутить. В-третьих, смех способствует разрядке напряжения во время стрессов.
Публикация «Консультация для родителей „Смех вместо таблетки“» размещена в разделах
Рассмотрим некоторые приемы общения с детьми, в которых используется юмор и смех.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Малышу интересней, если ему помогают его любимые персонажи – Русалочка или Супергерой, например, когда он надевает шубку или сапожки, ведь это одевание дается ему с трудом. Ему интересней попрыгать вместе с зайцем, повторяя: «Я зайчик, быстрый зайчик». Например, перед прогулкой вы объявляете, что отправляетесь в путешествие на север к пингвинам: но так как погода там холодная, нужно одеваться тепло». Используйте персонажей любимых сказок или книг, и малышу легче будет справляться с неприятными обязанностями по одеванию, уборке и т. д
ВЕСЕЛИТЕСЬ ВМЕСТЕ С МАЛЫШОМ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ
Если вдруг малыш не захочет надевать куртку (рукавички или шапку, то можно сделать вид, что вы надеваете ее на его любимую игрушку и затем уходите гулять. Если у вас получится и малыш поверит, он закричит: «Мои вещи!» и начнет одеваться сам. Повод повеселиться, всегда можно найти. Это самая интересная и самая важная составляющая детско-взрослого юмора. Молодым родителям не стоит упускать время для шутливых игр, потому что вряд ли можно найти лучший способ для такого сильного сближения и эмоционального контакта с ребёнком.
СЛУЧАЙНАЯ ЗАБЫВЧИВОСТЬ, ОШИБКА РОДИТЕЛЕЙ
Ничто так не забавляет малыша, как случайная забывчивость или случайная ошибка родителей. Например, мама утром начинает готовить завтрак для ребенка. Когда она его принесет ребенку, вдруг вспоминает: «Завтрак! Это мой завтрак, сейчас я его съем, и мы пойдем в детский сад». И все это происходит на глазах у ребенка. Ребенок со смехом кричит: «Нет, это же мой завтрак, не ешь!». Мама: «Ох, да, это твоя каша, меня ждет мой БУТЕРБРОД, а я и забыла, что приготовила для тебя».
СМЕШНЫЕ, ЗАБАВНЫЕ СТИШКИ, ПРИСКАЗКИ
Родителям для начала нужно потренироваться, а потом всё будет выходить само собой. Например, говорите первое пришедшее в голову слово «кошка» и начинаете приговаривать:
«На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки».
И, если это происходит, например, при надевании обуви, вы берете ножку ребенка и смело надеваете туфли.
Всем известны веселые присказки или стихотворения. Все дети их очень любят, и часто их можно использовать как смешные прибаутки.
НЕОБЫЧНЫЙ ГОЛОС, ИНТОНАЦИЯ, ПОХОДКА И ДВИЖЕНИЯ
Чтобы развеселить малыша, отвлечь его, пока он не забудет, что собирался совершить бывает достаточно просто скорчить смешную рожицу. Можно изменить свой голос, сделав похожим на голос какого-нибудь зверя или персонажа сказки или кино. Можно также издавать звуки, подражая зверям и птицам, различным машинам. Таким образом, вы застанете ребенка врасплох и сможете взять ситуацию под свой контроль. Можно изменить походку, что заставит малыша отвлечься. Когда дети имитируют мимику родителей, это вызывает у них аналогичную эмоцию и помогает развиваться основам врожденного понимания эмоционального общения. Этим объясняется то, почему родители часто показывают преувеличенно счастливые и грустные лица своим малышам. Сюсюканье, подражание детскому лепету - еще одна инстинктивная реакция, которую исследователи считают чрезвычайно важной для развития ребенка. Ее музыкальность и утрированная, медленная структура подчеркивают важные компоненты языка, помогая ребенку схватывать смысл слов.
ПАРИ И СОРЕВНОВАНИЯ
Малыши любят соревноваться. Кто быстрее добежит до дома или кто быстрее оденется на прогулку, кто быстрее и больше уберёт игрушек, кто первый соберет кубики и т. д. В этом случае родители должны соблюдать главный принцип соревнований детей и взрослых: давать возможность выигрывать всем. Можно также заключать пари и спорить: «Спорим, что ты не наденешь кроссовки быстрее меня», «Спорим, что ты не успеешь всё съесть, пока я досчитаю до тридцати» и т. д. Если малыш старается, если он хочет и принимает ваш спор, дайте возможность ему выиграть, даже если ваш счет до тридцати будет длиться десять минут. Все эти маленькие «хитрости и глупости» сохранят ваши нервы, энергию и время. Будьте мудрее, используйте по возможности юмор, смех и веселье.
Всем известно, что улыбки и смех - это лекарство от многих трудностей и болезней. Хорошее чувство юмора - отличный инструмент, помогающий многим в течении всей жизни. Легко увидеть, что дети с отменным чувством юмора выглядят гораздо более уверенными в себе и счастливыми. Ребенок, который может оценить и разделить шутку пользуется большим авторитетом среди сверстников и легче преодолевает трудности. С помощью хорошего чувства юмора адаптация в коллективе проходит легче. Далеко не одно исследование показывает, что чем больше человек смеется, тем меньше или легче он болеет. Веселые люди реже страдают депрессиями и стрессами, они менее подвержены сердечным заболеваниям. Смех даже поднимает иммунитет! Откуда появляется чувство юмора? Может быть юмор передается с генами- как форма губ или рук? Отчасти, именно так это и происходит – заложенный природой материнский темперамент влияет как на негативное, так и на позитивное восприятие окружающего мира ребенком. Но в отличие от формы рук или губ, чувство юмора можно развить, и чем раньше начать это делать, тем лучше.
Как можно поощрить детский юмор?
1. Шутите сами! Ведь для того, чтобы развить чувство юмора у малыша, нужно демонстрировать свое. Придумывайте смешные истории, веселитесь вместе с ребенком, со смехом реагируйте на небольшие трудности. Покупайте для ребенка книжки с забавными стихами и картинками.
2. Относитесь серьезно к детскому юмору. Если малыш пытается пошутить, поощряйте его попытки, даже если вышло не очень смешно.
3. Пускай юмор станет частью общения вашей семьи. Веселитесь всей семьей: смотрите вместе комедии, устраивайте сражения на подушках. Это будет смешно и весело не только сейчас, но и когда дети станут совсем взрослыми.
Развивая у детей чувство юмора, необходимо научить ребенка отличать юмор от сарказма, пошлости, насмешки. Объяснить это малышу, наверное, будет сложно, но дети очень тонко чувствуют эмоциональную реакцию близкого взрослого, поэтому нужно всегда определенно дать понять, что есть вещи, над которыми шутить и смеяться нельзя ни в коем случае, это, например, физические недостатки, такие как близорукость, особенности внешности. Нельзя смеяться над искренними чувствами ребенка, которые он вам доверяет, также шутить над тем, что ребенок считает проблемой, хотя вы и знаете, что она не стоит переживаний.
Всегда можно найти поводы для добрых и милых шуток, научить этому ребенка, смеяться вместе от души.