Анжела Булгакова
Консультация для родителей «Сказкотерапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка.
Для чего нужны сказки
Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного, младшего школьного и других возрастов. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями, энурезами и т. д. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.
Публикация «Консультация для родителей „Сказкотерапия“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Сегодня ученые разгадали тайну и даже придумали новый вид работы с детьми: сказкотерапия как метод психологической коррекции детских проблем.
Чтобы понять, что такое сказкотерапия, нужно осознать, зачем вообще создавалась сказка. Мы знаем, что все жанры народного творчества чему –то учат. Так, сказки представляют сюжеты, в которых показано, что нужно быть добрым, сообразительным, смелым, справедливым.
Но в современном обществе эти качества утрачивают свою ценность, поэтому дети относятся к народным рассказам как забавным приключенческим историям.
Но мы, взрослые, с вами знаем, что сказка обладает скрытой мудростью. В древности, когда не было психологов, психотерапевтов, учителей в школе с воспитательными программами, родители учили детей, как поступать в жизни, с помощью коротких поучительных историй.
В них действовали любимые герои, поэтому истории хорошо запоминались и надолго оставались в памяти.
За период детства у ребенка складывался целый банк поведенческих примеров. По сути, выходя во взрослую жизнь, имеет для себя примеры поступков в любых жизненных ситуациях.
Неплохо? Не всякий ребенок в наше время при наличии книг, интернета и других приспособлений может похвастаться таким багажом!
Но современные педагоги решили обратиться к опыту наших предков. Сегодня сказкотерапия выступает как средство формирования и развития речи дошкольников и коррекции поведения.
Методика доказала свою эффективность: малыши действительно меняют свое поведение под влиянием сказочных сюжетов, стараясь подражать любимым героям.
Методы коррекции
Вспомните, как действуют многие родители, если ребенок капризничает или ведет себя плохо? Они начинают кричать, угрожать, принуждать, но эти методики, как показала практика, малоэффективны.
Ребенок начинает капризничать, противиться или вовсе действует наоборот. А теперь давайте придумаем сказку, чтобы она полностью отвечала поставленной задаче.
Если не можете придумать, обратитесь к сказкам разных народов и найдите подходящую. Но лучше будет, если вы все-таки придумаете сказку, более близкую именно вашему положению.
Примеры сказок могут быть разнообразны. Допустим, малыш все время берет чужие вещи, и никакие доводы или угрозы на него не действуют.
Сядьте с ним удобнее и сочините историю о том, как один мальчик постоянно брал чужие вещи, и поэтому с ним произошла неприятность (например, взял чужую сумку, а в ней оказался ларец с темными силами; съел без спросу яблоко и превратился в козленка и т. д.).
Когда ребенок осознает свою ошибку, можно ввести в историю волшебника, который мальчика расколдует.
Но важно сделать для ребенка акцент: счастливый конец и исцеление произошло тогда, когда малыш осознал свою ошибку и исправился. Это самое важное в сказкотерапии!
Так можно корректировать не только схемы поведения детей, но и избавлять их от вредных привычек.
Удивительно, но в психотерапии сказкотерапия находит применение даже для лечения взрослых! Оказывается, даже мы верим в придуманные истории и стремимся подражать героям!
Где применить сказкотерапию?
Сфера использования сказкотерапии может быть довольно широка. Истории можно сочинять в детском саду, в детском эстетическом центре, на занятиях с психологом. Причем не обязательно это делать индивидуально с каждым ребенком.
Дети сами могут быть создателями таких историй. Для дошкольников подойдут простые сюжеты со знакомыми героями из мультфильмов или фольклора. Главное, чтобы они нравились детям и были им близки.
Сюжеты традиционных сказок можно менять, подстраивать их под реалии современности, чтобы они были более понятны ребятам.
Так, колобок мог обхитрить лису и вернуться к дедушке и бабушке, осознав, что поступил неправильно, уйдя из дома. Три поросенка могут строить коттедж (если занятия проходят со старшими детками).
В целом, сюжеты народных сказок настолько совершенны, что менять их не приходится, а освещенные в них моральные принципы остаются актуальными в любое время.
Как применять для коррекции речи?
Сказкотерапия хороша не только для коррекции поведения, но и подходит для совершенствования речи. Можно сочинить начало истории и попросить придумать ее окончание. Дети должны придумать конец в соответствии с поставленной задачей?
Им нужно научиться быть вежливыми? Пусть волшебник выручит их, когда летки усвоят волшебное слово «пожалуйста». Нужно стать послушным? Герой получит вознаграждение за то, что слушался старших.
Пока малыш будет рассказывать, он будет учиться строить предложения, использовать новые слова и верно произносить звуки (конечно, с помощью взрослых).
Сказкотерапия широко применяется не только в психологической, но и в логопедической практике. В логопедических детских садах малышей просят сочинить такую сказку, придумать собственных героев, которые в процессе сказок становятся лучше.
С помощью этого метода коррекции речи можно учить малыша вежливым словам, стандартным выражениям. Сказки хороши тем, что в них часто повторяются одни и те же слова и выражения. Это позволяет ребенку их запомнить и к месту применять в жизненных ситуациях.
Сказкотерапия, основанная на многовековом опыте предков, позволяет направить развитие речи и поведение ребенка в нужное русло, причем этот прием доступен каждому родителю и педагогу.