Докучаева Юлия
Консультация для родителей «Сказки Пушкина в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1»
«Сказки Пушкина в жизни ребенка»
Подготовила:
Докучаева Юлия Владимировна
воспитатель первой квалификационной категории
г. Приозерск
2020 год
Консультация для родителей
«Сказки Пушкина в жизни ребенка»
Публикация «Консультация для родителей „Сказки Пушкина в жизни ребенка“» размещена в разделах
«От сказки душе счастье и уму раздумье» А. Платонов
Значение сказок Пушкина в воспитании личностных качеств ребенка
Сказки Пушкина представляют собой совокупность мудрости и духовного наследия русского народа, богатства оригинальных сюжетов. В основе пушкинских сказок лежат русские народные сказки, фольклорные сказания, песни, былины. Сказки Пушкина оказывают огромное влияние на эмоциональное развитие детей, развивают их воображение и эрудицию, поскольку расширяют словарный запас ребенка, воспитывают лучшие морально-нравственные качества.
Когда начинать знакомство детей со сказками Пушкина?
Знакомство со сказками Пушкина рекомендуется начинать с двухлетнего возраста. В этот период у ребенка формируется сознательное восприятие мира, он впитывает в себя новую информацию и запоминает ее.
Для начала вполне достаточно читать сказки Пушкина ребенку по 10-15 минут, например, отрывки из сказки "Сказка о царе Салтане. " о белочке или кораблике. Затем сцены с 33-мя богатырями, которые так красочно описаны автором. Дети смогут живо представить себе этих мужественных героев "в чешуе, как жар горя". Нельзя без внимания оставить и знаменитое "У лукоморья", где собраны многочисленные сказочные персонажи. С ними ребенок будет встречаться и в других сказках.
Чем старше становится ребенок, тем осмысленнее его восприятие текста. В 3 года ребенок вполне способен обсудить поведение злой старухи, несчастного старика или царя Гвидона, проявить сочувствие к бедной царевне, поэтому немаловажно просить ребенка высказать свое мнение о прочитанном, что будет способствовать развитию его речевых навыков.
Как правильно читать сказки Пушкина?
Наиболее популярны 5 сказок Пушкина. Это достаточно объемные произведения, и читать их следует не сразу полностью, но обязательно по главам, в том порядке, в каком их распределил автор. Таким образом, у ребенка развиваются не только внимательность, но и причинно-следственные связи. Чтение сказок должно быть выразительным и эмоциональным, что поможет ребенку сформировать собственное отношение к персонажам и сюжетным событиям сказки.
На что обратить внимание при чтении сказок Пушкина?
"Сказка о попе и работнике его Балде" расширит познания ребенка, потому что потребует объяснения значений таких слов, как оброк, полба, толоконный лоб. При чтении этой сказки Пушкина для детей, следует обратить особое внимание на Балду: он привлекателен своей находчивостью, справедливостью, трудолюбием.
Сказочная поэма "Руслан и Людмила" погружает маленького читателя в загадочный мир древней истории и знакомит с понятием рыцарство. Торжество благородства и добра над лживостью, трусостью, предательством воспитает лучшие нравственные качества в личности маленького читателя.
Читая ребенку сказку "Сказка о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», следует обратить внимание на выразительные женские образы - мать Гвидона и царевну Лебедь; на сыновнюю заботу о матери; на верность и преданность любящих сердец.
Сюжетная основа "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях" созвучна со многими другими сказками мировой литературы. Анализируя эту сказку Пушкина, ребенок сможет сопоставить сюжеты других сказок, найти сходства и различия.
Понять, что жадность и стремление к наживе не должны становиться для человека жизненной целью и всегда наказуемы, поможет "Сказка о рыбаке и рыбке". С фразеологизмом разбитое корыто ребенок встретится в жизни человека не единожды.
"Сказка о золотом петушке" учит детей держать свое слово даже тогда, когда совсем не хочется платить по счетам, и формирует сознание того, что за любые свои поступки рано или поздно придется отвечать.
Значение сказок Пушкина в формировании гармоничной личности.
С другими произведениями поэта дети будут знакомиться на всем протяжении образовательного процесса, но только сказки Пушкина, прочитанные в раннем детстве, помогут постичь философию и значимость поэтического наследия великого поэта. Очень важно дать возможность ребенку нарисовать героев сказок, организовать инсценирование небольших отрывков. Это способствуют развитию фантазии, способности к рисованию и актерскому мастерству.
В заключение важно отметить, что сказки Пушкина являются неотделимой частью не только национальной и мировой литературы, но и представляют целый пласт культурного наследия нашей страны. Персонажи, символы, сюжетные линии сказок, ставшие афористичными, часто встречаются в других литературных произведениях, а также в повседневной жизни.
Развиваемся играя.
«Доскажи словечко»
Ветер по морю гуляет и кораблик (подгоняет)
Он бежит себе в волнах на поднятых (парусах)
Лебедь около плывет, злого коршуна (клюет)
Белка песенки поет и орешки все (грызет)
И очутятся на бреге в чешуе как жар горя тридцать три (богатыря)
Все равны как на подбор, с ними батька (Черномор)
Месяц, месяц мой дружок позолоченный (рожок)
Ветер, ветер, ты могуч ты гоняешь стаи (туч)
Жил-был поп, толоконный (лоб)
Пошел поп по базару посмотреть кой какого (товару)
Петушок с высокой спицы стал стеречь его (границы)
Подари ты мне девицу Шамаханскую (царицу)
«Распутай предложение»
У дуба зеленого Лукоморье.
Море по ветру гуляет.
Кораблик толпится на корабельщиках.
Золотой орех грызет белку.
Пристань палит с пушек.
Шмель оборотился князем.
Флот велел снарядить царя.
Терем набрел на царевну
«Кто такой?»
Витязь - отважный воин
Леший - хранитель и хозяин леса
Колдун - человек с мистическими способностями, злой волшебник
Богатырь - герой, совершающий воинские подвиги, защитник земли русской
Кощей - злой старик, обладатель сокровищ и тайны долголетия
«Объясни слово»
Лукоморье - морской залив, морское побережье, изогнутый морской берег
Супостат - враг
Яства - еда, пища
Сенная девушка - служанка
Толоконный лоб – глупый человек
Душегрейка - теплая кофта без рукавов
Перст – палец
Оброк – деньги, долг
Горница - комната
Полба – каша из пшеницы
Чернавка – служанка
Чупрун – чуб
Град – город
Что названо именем великого поэта в Москве?
Одна из центральных площадей столицы
Станция метрополитена
Музей изобразительных искусств
Московский драматический театр
Посмотрите мультфильмы с детьми и побеседуйте об увиденном.
«У лукоморья дуб зелёный.»
«Сказка о царе Салтане…»
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о попе и о работнике его Балде»
«Сказка о золотом петушке»
Посетите библиотеку с детьми, возьмите книги для чтения, рассмотрите замечательные иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина.
«Сказки Пушкина в сердце живут,
Свет и радость всем детям несут!
Вновь помогут и мне, и тебе
Оказаться опять в той волшебной стране!»
О. Ященко