Приложение МААМ

Консультация для родителей «Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников»

Швецова
Консультация для родителей «Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском

эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у

детей научно и практически давно апробирована и, так или иначе, реализуется во

многих странах.

Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и

поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех

психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов

деятельности. Интеллектуальное развитие дошкольника – важнейшая составная

часть общего развития, подготовки к школе. В связи с этим есть необходимость

рассмотреть и уточнить понятие интеллектуальное развитие детей.

Интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста предполагает:

дифференцированное восприятие; аналитическое мышление (способность

постижения основных признаков и связей между явлениями, способность

воспроизвести образец); рациональный подход к действительности (ослабление

роли фантазии); логическое запоминание; интерес к знаниям, процессу их

получения за счет дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью

и способность к пониманию и применению символов; развитие тонких движений

руки и зрительно-двигательных координации.

Интеллектуальное развитие определяется не только степенью возрастного

созревания структур головного мозга, но и познавательной деятельностью в

процессе обучения и воспитания. Поскольку обучение является источником и

движущей силой умственного развития и существует жизненно важная

способность, не сводимая к простому накоплению знаний и умений, которая

развивается в ходе обучения, то следует найти подходящее дидактическое

средство для развития интеллектуальных способностей. Одним из таких средств

могут быть шахматы. Обучение игре в шахматы - не самоцель. Использование

шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать

развивающий потенциал, заложенный в этой игре.

Отечественными и зарубежными учеными не раз подчеркивались их

достоинства как школьного учебного предмета. Отмечалась важная роль шахмат

для: формирования творческих качеств личности учащегося (Б. С. Гершунский);

развития планирующей функции мышления, тренинга гибкости мышления

(Д. Б. Богоявленская); повышения уровня логического мышления детей, и тем

самым их успехами в овладении учебными предметами (Н. Ф. Талызина, развития

интеллектуальных способностей (Н. Г. Алексеев); полноценного воспитания

умственных способностей и памяти (В. А. Сухомлинский); формирования

образного мышления (Л. А. Венгер). А Ш. А. Амонашвили, отвечая на наш вопрос,

указал, что шахматы - это некий образ человеческого сознания и мышления, и он

должен присутствовать в школе как обязательный образовательный курс.

Определений, что такое шахматы, шахматная игра много приведем лишь

некоторые из них. И. Гете: «Шахматы - это пробный камень человеческого ума»,

Г. Клаус: «Шахматы - превосходная школа последовательного логического

мышления», Бенджамин Франклин: «Шахматная игра – не просто праздное

развлечение. С ее помощью можно приобрести или укрепить в себе ряд очень

ценных качеств ума, полезных в человеческой жизни».

Игра в шахматы решает сразу несколько задач:

1. Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать,

сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности,

ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает

изобретательность и логическое мышление.

2. Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю,

усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой

игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать

решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

3. Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит

радоваться красивым комбинациям.

4. Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и

выносливости сидеть за шахматной доской.

5. Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее,

уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде

деятельности.

За последние десятилетия шахматная игра значительно помолодела, что

подтверждается удивительно молодым возрастом ведущих гроссмейстеров мира:

А. Костенюк, Р. Понамарев, Г. Каспарова, Ю. Полгар и других, а также очень

ранним началом обучения этой древней игре детей 5-7 лет. Именно с этого

возраста начинают заниматься юные шахматисты.

Из вышесказанного следует, что шахматы могут служить хорошим тренажером

развития логического мышления и повышения интеллектуальной

работоспособности детей дошкольного возраста

Публикации по теме:

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Шахматы» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОИнтерактивное пособие «Лэпбук «Шахматы» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Это интерактивное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и является особой формой организации учебного материала.

Консультация для родителей «Игры со шнуровками как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников»Консультация для родителей «Игры со шнуровками как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников» Жизнь не стоит на месте, современные блага цивилизации значительно облегчают нашу жизнь. Теперь посуду моет посудомоечная машина, бельё.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников»
Опубликовано: 11 декабря 2024 в 17:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Швецова (УИ 2411589) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД