Швецова
Консультация для родителей «Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском
эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у
детей научно и практически давно апробирована и, так или иначе, реализуется во
многих странах.
Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и
поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех
психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов
деятельности. Интеллектуальное развитие дошкольника – важнейшая составная
часть общего развития, подготовки к школе. В связи с этим есть необходимость
рассмотреть и уточнить понятие интеллектуальное развитие детей.
Интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста предполагает:
дифференцированное восприятие; аналитическое мышление (способность
постижения основных признаков и связей между явлениями, способность
воспроизвести образец); рациональный подход к действительности (ослабление
роли фантазии); логическое запоминание; интерес к знаниям, процессу их
получения за счет дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью
и способность к пониманию и применению символов; развитие тонких движений
руки и зрительно-двигательных координации.
Интеллектуальное развитие определяется не только степенью возрастного
созревания структур головного мозга, но и познавательной деятельностью в
процессе обучения и воспитания. Поскольку обучение является источником и
движущей силой умственного развития и существует жизненно важная
способность, не сводимая к простому накоплению знаний и умений, которая
развивается в ходе обучения, то следует найти подходящее дидактическое
средство для развития интеллектуальных способностей. Одним из таких средств
могут быть шахматы. Обучение игре в шахматы - не самоцель. Использование
шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать
развивающий потенциал, заложенный в этой игре.
Отечественными и зарубежными учеными не раз подчеркивались их
достоинства как школьного учебного предмета. Отмечалась важная роль шахмат
для: формирования творческих качеств личности учащегося (Б. С. Гершунский);
развития планирующей функции мышления, тренинга гибкости мышления
(Д. Б. Богоявленская); повышения уровня логического мышления детей, и тем
самым их успехами в овладении учебными предметами (Н. Ф. Талызина, развития
интеллектуальных способностей (Н. Г. Алексеев); полноценного воспитания
умственных способностей и памяти (В. А. Сухомлинский); формирования
образного мышления (Л. А. Венгер). А Ш. А. Амонашвили, отвечая на наш вопрос,
указал, что шахматы - это некий образ человеческого сознания и мышления, и он
должен присутствовать в школе как обязательный образовательный курс.
Определений, что такое шахматы, шахматная игра много приведем лишь
некоторые из них. И. Гете: «Шахматы - это пробный камень человеческого ума»,
Г. Клаус: «Шахматы - превосходная школа последовательного логического
мышления», Бенджамин Франклин: «Шахматная игра – не просто праздное
развлечение. С ее помощью можно приобрести или укрепить в себе ряд очень
ценных качеств ума, полезных в человеческой жизни».
Игра в шахматы решает сразу несколько задач:
1. Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать,
сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности,
ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает
изобретательность и логическое мышление.
2. Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю,
усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой
игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать
решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
3. Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит
радоваться красивым комбинациям.
4. Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и
выносливости сидеть за шахматной доской.
5. Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее,
уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде
деятельности.
За последние десятилетия шахматная игра значительно помолодела, что
подтверждается удивительно молодым возрастом ведущих гроссмейстеров мира:
А. Костенюк, Р. Понамарев, Г. Каспарова, Ю. Полгар и других, а также очень
ранним началом обучения этой древней игре детей 5-7 лет. Именно с этого
возраста начинают заниматься юные шахматисты.
Из вышесказанного следует, что шахматы могут служить хорошим тренажером
развития логического мышления и повышения интеллектуальной
работоспособности детей дошкольного возраста