Папки-передвижки

Консультация для родителей «Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников»

Швецова Елена Владимировна
Консультация для родителей «Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском

эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у

детей научно и практически давно апробирована и, так или иначе, реализуется во

многих странах.

Темочки:

Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и

поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех

психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов

деятельности. Интеллектуальное развитие дошкольника – важнейшая составная

часть общего развития, подготовки к школе. В связи с этим есть необходимость

рассмотреть и уточнить понятие интеллектуальное развитие детей.

Интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста предполагает:

дифференцированное восприятие; аналитическое мышление (способность

постижения основных признаков и связей между явлениями, способность

воспроизвести образец); рациональный подход к действительности (ослабление

роли фантазии); логическое запоминание; интерес к знаниям, процессу их

получения за счет дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью

и способность к пониманию и применению символов; развитие тонких движений

руки и зрительно-двигательных координации.

Интеллектуальное развитие определяется не только степенью возрастного

созревания структур головного мозга, но и познавательной деятельностью в

процессе обучения и воспитания. Поскольку обучение является источником и

движущей силой умственного развития и существует жизненно важная

способность, не сводимая к простому накоплению знаний и умений, которая

развивается в ходе обучения, то следует найти подходящее дидактическое

средство для развития интеллектуальных способностей. Одним из таких средств

могут быть шахматы. Обучение игре в шахматы - не самоцель. Использование

шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать

развивающий потенциал, заложенный в этой игре.

Отечественными и зарубежными учеными не раз подчеркивались их

достоинства как школьного учебного предмета. Отмечалась важная роль шахмат

для: формирования творческих качеств личности учащегося (Б. С. Гершунский);

развития планирующей функции мышления, тренинга гибкости мышления

(Д. Б. Богоявленская); повышения уровня логического мышления детей, и тем

самым их успехами в овладении учебными предметами (Н. Ф. Талызина, развития

интеллектуальных способностей (Н. Г. Алексеев); полноценного воспитания

умственных способностей и памяти (В. А. Сухомлинский); формирования

образного мышления (Л. А. Венгер). А Ш. А. Амонашвили, отвечая на наш вопрос,

указал, что шахматы - это некий образ человеческого сознания и мышления, и он

должен присутствовать в школе как обязательный образовательный курс.

Определений, что такое шахматы, шахматная игра много приведем лишь

некоторые из них. И. Гете: «Шахматы - это пробный камень человеческого ума»,

Г. Клаус: «Шахматы - превосходная школа последовательного логического

мышления», Бенджамин Франклин: «Шахматная игра – не просто праздное

развлечение. С ее помощью можно приобрести или укрепить в себе ряд очень

ценных качеств ума, полезных в человеческой жизни».

Игра в шахматы решает сразу несколько задач:

1. Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать,

сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности,

ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает

изобретательность и логическое мышление.

2. Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю,

усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой

игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать

решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

3. Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит

радоваться красивым комбинациям.

4. Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и

выносливости сидеть за шахматной доской.

5. Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее,

уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде

деятельности.

За последние десятилетия шахматная игра значительно помолодела, что

подтверждается удивительно молодым возрастом ведущих гроссмейстеров мира:

А. Костенюк, Р. Понамарев, Г. Каспарова, Ю. Полгар и других, а также очень

ранним началом обучения этой древней игре детей 5-7 лет. Именно с этого

возраста начинают заниматься юные шахматисты.

Из вышесказанного следует, что шахматы могут служить хорошим тренажером

развития логического мышления и повышения интеллектуальной

работоспособности детей дошкольного возраста

Публикации по теме:

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Шахматы» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОИнтерактивное пособие «Лэпбук «Шахматы» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Это интерактивное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и является особой формой организации учебного материала.

Консультация для родителей «Игры со шнуровками как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников»Консультация для родителей «Игры со шнуровками как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников» Жизнь не стоит на месте, современные блага цивилизации значительно облегчают нашу жизнь. Теперь посуду моет посудомоечная машина, бельё.

Консультация для родителей «Пальчиковый театр как средство развития речи»Консультация для родителей «Пальчиковый театр как средство развития речи» На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Ученые М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина подтвердили.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников»
Опубликовано: 11 декабря 2024 в 17:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Швецова Елена Владимировна (УИ 2411589) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД