любовь волчкова
Консультация для родителей «Сенсорное воспитание и его значение»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
«Значение сенсорного воспитания».
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
1. Является основой для интеллектуального развития.
2. Упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром.
Публикация «Консультация для родителей „Сенсорное воспитание и его значение“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
3. Развивает наблюдательность.
4. Готовит к реальной жизни.
5. Позитивно влияет на эстетическое чувство.
6. Является основой для развития воображения.
7. Развивает внимание.
8. Даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности.
9. Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.
10. Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.
11. Влияет на расширение словарного запаса ребёнка.
12. Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребёнка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой – принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребёнок сталкивается с многообразием форм красок – это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства - картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человека.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. Еще в раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными.
Это значит, что ребёнка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами, круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые – определять цвет, размер, форму предметов путём зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова-названия величин и форм. В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закреплённые в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме, выполнению всё боле сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие – умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – точнее различение речевых звуков. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребёнка в школе.
Сенсорное развитие ребёнка и дидактические игры.
Мир входит в жизнь ребёнка постоянно. Сначала ребёнок постигает то, что его окружает дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Ребёнок стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Мир пробуждает любознательность у маленького человечка, желание узнать как можно больше. В этом ему может помочь взрослый.
Основой познания мира служит Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития
- упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- Позитивно влияет на эстетическое чувство;
- Является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребёнка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, неваляшки, разборные шары, вкладыши, пирамидки, матрёшки и многое другое. Детей привлекает красочность этих игрушек, забавность действия с ними. Играя, ребёнок приобретает умения действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями. И всё это своеобразное обучение элементарным умениям и навыкам осуществляется в игровых формах увлекательных и доступных ребёнку.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями позволяет игра. Игра это потребность растущего организма. В игре развивается физические силы ребёнка, твёрже рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания.
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения считаются основным средством сенсорного воспитания. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действием и правилами, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя (родителя).
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомятся со свойствами предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Играя, ребёнок приобретает умение складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы, выкладывать узоры из разнообразных форм.
В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнёру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для ребят. Игры разнообразны по видам (парные картинки, домино, лото) и по требуемым действиям. Это и подбор картинок по парам, и подбор по общему признаку (классификация, и запоминание состава, количества и расположения картинок, и составляющие разрезных картинок и кубиков, и описание по картинке.
В дидактические игры входят так же и словесные игры. В младшем дошкольном возрасте они направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря.
Дидактическая игра направлена на развитие таких психических процессов, как память, усидчивость, даёт простор для проявления самостоятельности. А так же дидактические игры и занятия необходимы для умственного развития детей. Учёные отмечают роль дидактической игры в умственном, сенсорном воспитании детей. В раннем возрасте ребёнок постигает действительность посредством чувственного восприятия и ощущения в ходе действий с предметами. В процессе специально организованной деятельности он учится анализировать, сравнивать, обобщать предметы. Воспитатель (родитель) формирует у детей представления о сенсорных эталонах и способах обследования предметов.
Во время занятий у ребёнка воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит воспитатель (родитель).
Мы используем дидактические игры в одних случаях своеобразной формой занятия и проводим со всеми детьми организованно в часы занятий; в других – дидактические игры широко используюем в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности.
Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим мы (и вы родитель) в одно время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя.
В руководстве дидактическими играми следует выделить три этапа: подготовка игры, её проведение, анализ результатов. Взрослый предварительно должен изучить, осмыслить весь ход игры, её правила, методы руководства и свою роль. Если тщательно подготовиться к игре, то само её проведение не вызовет у него затруднений. Мера участия взрослого в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи и игровых правил. Участвуя в игре, взрослый направляет действия детей советами, вопросами, напоминаниями, непосредственным показом. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. Анализ игры должен быть направлен на выявление эффективных приёмов её проведения, а так же допущенных ошибок, что не получилось и почему. Такой анализ помогает совершенствовать подготовку игры и её ход.
Дидактическая игра – разновидность игр с правилами, которые позволяют взрослому (родителю) воздействовать на детей, руководить игрой в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребёнка направлено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознаётся. Это делает игру особой формой обучения, когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки.
Дидактическая игра хороша ещё и тем, что ребенок сразу видит конечный результат своей деятельности, достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается, радоваться успехам товарищей.
Дидактические игры и занятия имеют определённое значение и в нравственном воспитании детей. У них постепенно развивается умение действовать в среде сверстников, что вначале даётся нелегко. Сначала ребёнок приучается что-то делать рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушки и не отвлекаясь. Затем он привлекает к совместной деятельности другого ребёнка: вместе посмотреть игрушку, картинку, вместе ходить, танцевать, петь и т. д. Зарождается интерес к действиям другого ребёнка, радость общих переживаний.
Продвигаясь дальше в процессе обучения совершенно необходимо усложнять игры, дополняя их всё большим количеством правил. Во время дидактических игр можно использовать стихи, пальчиковые игры, загадки.
Развивающие дидактические упражнения для занятий с детьми.
«Что катится?» Эта игра познакомит ребёнка с формами предметов. Организуйте весёлую игру-соревнование – кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу, а фигурки, которые нужно катить, пусть будут шарик и кубик. Сначала ребёнку будет всё равно, какую фигурку выбрать, но после некоторых проб он поймёт, что выигрывает тот, кто выбрал шарик. Спросите ребёнка, почему он выбирает шарик, и сделайте вывод, что шарик катится потому, что он круглый.
«Чтение потешек».
Взрослый многократно повторяет простенький стишок или сказку. Когда текст уже знаком ребёнку, сделайте так, чтобы он договаривал незаконченные фразы и, если у него это плохо получается, поменяйтесь ролями. Таким образом, получается своеобразный диалог, способный увлечь ребёнка. Подобные занятия разовьют речь и памятьребенка, что непременно отразится на его интеллекте.
«Сравни предметы».
Перед ребёнком ставится две игрушки. Попросите ребенка рассказать, чем похожи между собой эти предметы, а чем различаются. Например, зайка и мишка похожи друг на друга тем, что они пушистые, у них есть глазки, лапки, ушки. Отличаются тем, что мишка – белый, а зайка – серый; мишка – большой, а зайка – маленький. Впоследствии задачу можно усложнить – поставить две машинки или два мяча.
Цель подобных упражнения – развитие внимания у детей.
«Оденем кукол.
Ребёнок успешно знакомиться с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Дайте ему двух кукол – большую и маленькую – и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой кукле принадлежит какой комплект одежды. Пусть он решит эту задачу самостоятельно. Объясните, что куклам холодно, и они хотят одеться, они перепутали свою одежду, попросите ребёнка помочь куклам. Если сначала ребёнок распределит неправильно, не стоит кидаться переделывать его работу, постарайтесь разъяснить ему, что эта одежда слишком маленькая для этой куклы, а эта слишком большая. Подобное занятие способно в значительной степени развивать восприятие ребёнка.
«Запомни картинку».
Для этой игры необходимо заранее приготовить 10-12 картинок, на каждой картинке должен быть изображён какой-то предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми или самим посоревноваться с ребёнком в том, кто больше запомнит картинок. Играющие рассматривают картинки несколько минут, потом их убирают, а участники по очереди называют картинки, которые запомнили. Выигрывает тот, кто последним назвал картинку, о которой ещё не упоминали. Эта игра способствует развитию памяти ребёнка.
«Загадки». До начала игры родителям следует подготовить некоторое количество загадок. Не стоит брать очень сложные, требующие долгих размышлений, лучше выбирать лёгкие загадки, лучше в стихах. Игру подобного рода лучше проводить с несколькими детьми, в форме соревнования. По очереди загадывайте детям загадки, оставляя на раздумье несколько минут. Ребёнок, не ответивший на три загадки, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ответил последним. Игры подобного рода призваны развивать у вашего малыша абстрактное мышление и воображение.
Для закрепления счета и усвоения понятий «больше-меньше», можно вырезать картинки с разным количеством животных, птиц, предметов и играть в «больше-меньше», кто угадал, тот и забирает себе карточки. Выигрывает тот, кто наберет больше карточек.
Для знакомства ребятишек с понятием «величина» можно заняться «сбором урожая». Для этого дети должны будут разложить по корзинкам разных размеров (можно использовать нарисованные) разновеликие фрукты. В этом случае малыши учатся сопоставлять размеры предметов, осознают смысл слов «большой», «маленький», «средний».
С фруктами и овощами можно также «готовить» еду. В одну кастрюлю засыпая овощи, а в другую фрукты. В процессе игры учим ребенка сортировать фрукты и овощи по размеру от меньшего к большему, и наоборот.
Литература:
1. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников – З. Н. Максимова. Издательство «Просвещение», 1973 год.
2. Бондаренко А. К., Матусик А. И. «Воспитание детей в игре» - М. ,1983.
3. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников – М., 1978.
4. Менджерицкая Д. В. «Воспитание детей в игре» - М., 1982.
5. Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду». М., 1982.
6. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду». М., 1991.
Пальчиковые игры
1.»Моя семья».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого пальца. По окончании покрутить кулачком.
2.»Прятки».
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочерёдное сгибание пальчика на обеих руках.
3.»Пальчик – мальчик».
- Пальчик – мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочерёдно соединять их с остальными пальцами.
4.»Черепаха».
Вот моя черепаха, она живёт в панцире.
Она очень любит свой дом.
Когда она хочет есть, то высовывает голову.
Когда хочет спать, то прячет её обратно.
Руки сжаты в кулаки, большие пальцы в нутрии. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.
5.»Мы рисовали».
Мы сегодня рисовали.
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнём.
Рисовать опять начнём.
Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.
6.»Повстречались».
Повстречались два котёнка: «Мяу-мяу!»
Два щенка: «Гав-гав!»
Два жеребёнка: «Иго-го!»
Два тигрёнка: «Ррр!»
Два быка: «Муу!»
Смотри, какие рога.
На каждую строчку соединять поочерёдно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.
7.»Рыбки».
Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Имитировать руками движение рыбок в соответствии с текстом.
Стихи.
1.»Где мой пальчик».
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик дела?
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла,
- Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь – и найдешь,
Здравствуй, пальчик!
Как живёшь?
2.»Зарядка».
Ножками потопали:
Топ-топ-топ!
Ручками похлопали:
Хлоп-хлоп, хлоп!
Сели, встали,
Снова сели!
А потом всё кашу съели.
3.»Мыло».
Каждый день я моё мыло
Под горячею водою.
И в ладонях поутру
Очень сильно его тру:
- Мойся, мыло, не ленись!
Не выскальзывай, не злись!
Ты зачем опять упало?
Буду мыть его сначала!
4.»За ужином».
Алёша плохо держит ложку – Все учат за столом Алёшку.
Павлуша говорит:»Не так!
Зачем ты взял её в кулак?
Ты за конец её возьми,
Вот этим пальчиком прижми».
Пыхтит Алёша, сердится,
Ложка в пальцах вертится.
И вдруг он взял её как надо.
И папа рад, и мама рада.
Кричит Павлуша: «Молодец!
Он научился, наконец!»
5.»Берёзка».
Это модница лесная
Часто свой наряд меняет.
В шубке белою – зимой,
Вся в серёжках – весной,
Сарафан зелёный – летом,
В день весенний – в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
6.»Листопад».
Жёлтый, красный листопад –
Листья по ветру летят.
Что случится с нашим садом,
Если листья облетят?
7.»Сосна».
На сосну уселась галка,
Мне бедняжку очень жалко:
«Зачем себя так мучает,
Ведь сосна колючая!»
8.»Весёлый мяч».
Друг весёлый, мячик мой!
Всюду, всюду он со мной!
Раз, два, три, четыре, пять,
Хорошо мне с ним играть!
9.»Мяч».
Мой славный мяч,
Забавный мяч
На месте не сидит!
Возьму его, пущу его,
И снова он летит!
10.»Колыбельная».
Спи, моя хорошая,
Баю-баю-бай!
Куколка любимая,
Глазки закрывай.
Я тебя раздену,
Расстелю кровать,
Завтра встанем вместе,
Будем вновь играть.
11.»Мои игрушки».
Хороши у нас игрушки:
Куклы, мишки и хлопушки,
С ними весело играть.
Но не надо забывать:
Игрушки - не люди,
Но всё понимают
И очень не любят,
Когда их ломают.
Пусть игрушки дружат с нами,
Обижать мы их не станем.
Поиграем и потом
Всё на место уберём.
12.»Неваляшка».
Неваляшку на подушку
Я никак не уложу.
Не послушная игрушка –
Это точно я скажу.
13.»Чудо-огород».
Удивляется народ:
Что за чудо огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы
Зреют дружно – молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
«Мы растём для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут».
14.»Спор».
Спорил как-то кабачок
И фасолевый стручок:
Красивее кто цветёт,
И кто первый подрастёт?
Так всё спорили, решали,
Но ответ простой не знали:
Каждый, так всегда бывает,
В своё время созревает.
15.»Летний сад».
Как хорош он, летний сад,
Фруктами всегда богат.
Вишен стройных целый ряд –
Рубином ягоды горят.
Рядом здесь растёт и слива,
Плодами сочными красива.
Груш и яблок аромат,
Съесть одно бы каждый рад.
Загадки.
1.»Морковь».
Красная девица
сидит в темнице,
А коса на улице.
2.»Свекла».
Вверху зелено, внизу красно,
В землю вросла.
Над землёй трава,
Под землёй алая голова.
3.»Огурец».
Летом - в огороде,
Свежие, зелёные,
А зимою - в бочке,
Крепкие, солёные.
4.»Помидор».
Растут на грядке
Зелёные ветки,
А на них
Красные детки.
5.»Лук».
Сидит дед
В сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.
6.»Яблоко».
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.