Папки-передвижки

Консультация для родителей. Сенсорное развитие малыша как фундамент его психики

Елена Булатова
Консультация для родителей. Сенсорное развитие малыша как фундамент его психики
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ МАЛЫША КАК ФУНДАМЕНТ ЕГО ПСИХИКИ

Сенсорное развитие ребенка является основой и фундаментом его психики. Что такое сенсорика? Сенсорика — это непосредственное восприятие ощущений и внешних воздействий от окружающей среды. Оно происходит путем восприятия сигналов от периферических органов чувств и через проводниковые пути достигает центральных отделов, там обрабатывается и интерпретируется. Восприятие — это системообразующая функция раннего возраста. Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) — это период, когда происходит самое интенсивное развитие всех процессов: физических, психических, личностных, познавательных. И формирование всех форм восприятия — это основа дальнейшего развития ребенка. Если представить всю психику в виде дома, то восприятие будет его фундаментом, несущей конструкцией. Только потом, по мере накопления и выстраивания дальнейших «этажей», мы постепенно приходим к каким-то сложным операциям, к обучению, к коммуникации, к познанию в широком смысле этого слова. А начинается все с восприятия. Если на этом уровне есть какие-то проблемы, то дальнейшее развитие будет идти со значительным затруднением. Изначально восприятие носит предметный характер, то есть ребенок не отделяет какие-то отдельные свойства и характеристики предмета от него, а воспринимает его в целом. Постепенно он становится способен выделять отдельные сенсорные талоны, различать их, дифференцировать. Позже это соединяется со способностью обозначать это словом. С ощущениями ребенок рождается. Это первая форма познания окружающего и с этого начинается развитие. Формирование всех сенсорных систем происходит еще внутриутробно. И помимо тех пяти органов чувств, про которые мы все помним (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, есть еще такие важные системы, как проприоцепция и вестибулярная чувствительность. Они все нужны человеку для полноценного функционирования и адаптации. Стоит чему-то из этого списка пропасть или затрудниться (взять хотя бы проблемы с обонянием вовремя и после перенесенного ковида) — и наше мировосприятие значительно меняется и затрудняется.

Есть такое понятие как «сенсорная интеграция». Это процесс организации всех ощущений от разных каналов восприятия, позволяющий человеку адаптивно и эффективно и взаимодействовать с окружающей средой, выделяя при этом наиболее значимый в данный момент (например, запах убежавшего молока на кухне или вид приближающейся угрозы на дороге). Именно благодаря этому процессу происходит целостное восприятие ситуации и возможности осмысленного действия. Мы выбираем то, что сейчас имеет наибольшую значимость. И, естественно, с этим чувством, пониманием никто не рождается. Это все приобретается по мере взросления и развития, через приобретение общественного опыта, через решение разнообразных проблемных ситуаций. Надо отметить, что у современных детей нередко отмечается сенсорный голод, моторный голод (недостаточное движение) и игровой голод. При том, что стало довольно популярно заниматься ранним развитием детей, происходит определенная подмена понятий. Нередко под «нужно ребенком заниматься» понимается дидактика и учеба, буквы, цифры, языки и т. д. Но важнейшей базой для ребенка этого возраста является развитие восприятия, моторики и эмоциональной сферы. Это гораздо более важные вещи для данного возрастного периода и именно они должны выступать на первый план, как маячки и знаковые цели для раннего развития. Если эти дефициты, этот голод не удовлетворить, есть немалая вероятность, что потом, когда дело дойдет до учебной деятельности в школе, у ребенка могут возникнуть изрядные проблемы с этим, потому что база не была сформирована. В некоторых случаях может наблюдаться сенсорный поиск для удовлетворения этого голода, когда ребенок пытается насытить какую-то свою сенсорную систему. Особенно это заметно по тактильной, проприоцептивной и вестибулярной системе. Ребенок интуитивно чувствует, что ему нужно (он может долго качаться на качелях или каруселях; может казаться неловким при сохранной моторике, на все натыкается; может провоцировать какие-то физические контакты, не всегда хорошие, в виде драк). А может, напротив, быть избегание каких-то ощущений (звуков, мытья головы, определенных тканей в одежде, консистенции пищи и др.). Стоит заметить, что у взрослых тоже бывают сенсорные особенности и потребности. Но в силу уже более развитого сознания и контроля взрослые удовлетворяют их социально приемлемыми способами (трясут ногой, теребят что-то, щёлкают чем-то и т. д., Дополнительная стимуляция для сохранения какого-то внутреннего баланса. Детям с этим сложнее в силу нехватки опыта понимания социальных норм. Его такое поведение, связанное с сенсорным поиском, может быть расценено как невоспитанность, плохое поведение или даже нездоровье. К тому же дети более чувствительны к дискомфорту, они меньше могут терпеть, у них другой уровень производности и саморегуляции. Хочется подчеркнуть, что сенсорные игры полезны всем детям. Другой вопрос, на что их направить, какую сенсорную систему насытить в случае дефицита, а какую – подготовить и адаптировать при повышенной чувствительности. Не все может быть компенсировано просто в свободной деятельности и игре. Если бы это было так, то этих проблем бы не было. Даже в условиях специально организованных занятий, логопедических или иного рода, внимание чаще уделяется только зрительному и слуховому. Поэтому то, что находится в дефиците, хорошо бы подтянуть и прокачать.

Центральная идея терапии, на которой основана вся сенсорная интеграция, — это стимуляция всех систем, особенно тех, которые необходимы в первую очередь, а также контроль за тем, как эта информация поступает, обрабатывается и какой ответ от ребенка следует. Исходя из этого делается вывод о потребностях ребенка организуется подходящая для него среда.

Сенсорная интеграция задействует все тело, все органы чувств, весь мозг. При нормальном развитии нужно ребенку просто предоставить свободу и возможность «взять» то, что ему нужно с точки зрения сенсорики, моторики и т. д. Но не всегда у ребенка есть эта свобода. Часто его деятельность, в том числе игровая, бывает регламентирована сверх меры. Помимо этого, есть определенные ограничения, которые касаются опасности для него, гигиены и чистоты пространства, ценности каких-то вещей и т. д. Здесь важно найти золотую середину. В этом плане незаменима и крайне полезна активная свободная прогулка, когда ребенка не просто в коляске катают, а дают возможность подвигаться и насытить все органы чувств новыми впечатлениями. Прогулка важна не только тем, что ребенок находится на свежем воздухе, но именно развитием моторики и сенсорики. Ребенок должен иметь возможность в первые годы жизни выполнять различные действия. Вот он начал ходить, да, но этого недостаточно. «Сначала мы хотим, чтобы дети начали ходить и говорить, а потом мы хотим, чтобы они посидели и помолчали». Пусть он бегает, прыгает, качается, скатывается, крутится, ползает и т. д. Для этого существуют и площадки, и специально организованные пространства для игры, физической активности и спорта.

Для полноценного сенсорного развития в домашних условиях очень хорошим средством является включение ребенка в быт. Пусть он в меру сил, с учетом возраста и безопасности участвует в готовке или уборке. Порой сварить вместе суп не менее полезно, чем сходить на «развивашки». Во время этого можно вспомнить цвета, формы, попробовать разные вкусы и запахи, совершить разные действия (бери, клади, рви, жми, кидай, режь и т. д.) и многое другое. Пусть малыш лепит из теста, подбирает крышки к кастрюлям разного размера, учится различать фрукты и овощи, посуду, вкусы, температуру воды и т. д. Хороший развивающий эффект несет и занимает малыша такая вещь как сенсорная коробка. Они могут быть разного размера и наполнения, главное соблюсти вопрос безопасности для ребенка того или иного возраста. Положите внутрь каштаны, шишки, камушки, разные кусочки ткани или ленты, игрушки и пр. Развивает мелкую моторику рисование пальчиком и поиск спрятанных игрушек в крупе, чечевице, зернах кофе и т. д.

Смело экспериментируйте! Помните, что действительно гармоничное развитие включает развитие физическое, умственное и духовное. Важно не упустить ни одну из этих сторон.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Подготовил: воспитатель МКДОУ ДС №14 «Колокольчик» Г. А. Некрасова.

Консультация для родителей «Как научить малыша делиться?»Консультация для родителей «Как научить малыша делиться?» В процессе взросления каждый ребёнок проходит через череду кризисов. Первый кризис наступает в возрасте 2-3лет. Родители могут наблюдать.

Консультация для родителей «Польза карандаша для малыша»Консультация для родителей «Польза карандаша для малыша» Рисование – это удивительная и увлекательная художественная деятельность, которую ребёнок может открыть для себя. С помощью своих рисунков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей. Сенсорное развитие малыша как фундамент его психики
Опубликовано: 19 января 2025 в 16:44
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей. Сенсорное развитие малыша как фундамент его психики» (включая файлы) размещена пользователем Елена Булатова (УИ 681028) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду
22 января 2025 среда
ВСЕ нетрадиционные способы нарисовать зиму!
Треугольный день
День авиации войск ПВО России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД