Анастасия Киселёва
Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Готовность к школе – это совокупность определенных свойств и способов поведения ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения. Готовность к школе следует рассматривать как разветвленную сеть связанного целого: она всегда зависит от условий в конкретной школе, от качеств ребенка и от профессиональной квалификации работающих в школе учителей.
Публикация «Консультация для родителей „Семья на пороге школьной жизни ребенка“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Готовность к школе нельзя свести к каким-то двум-трем показателям, изолированным друг от друга. Например, если ребенок умеет уже читать и считать, значит, он готов к школе и т. п. Готовность к школе – это не «программа», которой можно просто научить (натренировать). Скорее, это интегральное свойство личности ребенка, которое развивается при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного опыта и общения, в которые включен ребенок в семье и других социальных группах. Она развивается не путем специальных занятий, а непрямым образом – через «участие в жизни».
Более подробно остановимся на психологической готовности, которая включает:
Интеллектуальную готовность;
Мотивационная готовность;
Эмоциональная готовность;
Коммуникативная готовность;
Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания,
памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умения устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. ( Например: морковь – огород, грибы – лес и т. д.)
К 6-7 годам ребенок должен знать :
Свой адрес и название города, в котором живет;
Название страны и ее столицы;
Имена и отчества своих родителей;
Информацию о временах года, их последовательность и основные признаки;
Название месяцев, дней недели;
Основные виды деревьев и цветов;
Уметь различать домашних и диких животных;
Понимать, что бабушка – это мама отца или матери;
Мотивационная готовность. Иными словами, ребенок должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль школьника.
С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учета – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6-7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба – это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит от отношения к нему многих из окружающих ребенка людей.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка :
Способность ставить перед собой цели;
Принять решение о начале деятельности;
Наметить план действий;
Выполнить его, проявив определенные усилия;
Оценить результат своей деятельности;
Умение длительно выполнять не очень привлекательную работу;
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные.
Не ругайте ребенка за ошибку, а разберитесь в ее причине.
Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения, формируется к 7 годам, поэтому ваши требования должны быть адекватными его возрасту.
Не исказите веру ребенка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегченных ожиданий. Относитесь к ребенку, как к себе, мы ценим себя потому, что можем и умеем, так как все знать невозможно.
Коммуникативная готовность. Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими детьми, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, сосе6дями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Ребенок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребенка к гигиене. Научите малыша убирать за собой свое рабочее место, бережно относиться к вещам. Чтобы ребенок быстрее смог адаптироваться к школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.
Поручите ему какие-нибудь домашние дела, чтобы он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котенка, поливать цветы. Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять. Практика показывает, если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, они легче справлялись с учебной деятельностью.