Харлампьева Юлия
Консультация для родителей «Семья как социально-культурный институт формирования личности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Семья как социально-культурный институт формирования личности»
Воспитывает всё : вещи, явление, но прежде всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги».
А. С. Макаренко.
Воспитание и обучение ребенка – это процессы целенаправленные, многогранные по задачам и содержанию, сложные, разнообразные по формам, методами и приемами, непрерывные, длительные по времени. Всестороннее развитие человека – это тяжелый и длительный процесс, результат которого зависит от многих объективных и субъективных факторов. На формирование личности различные социальные институты наибольшее влияние имеет семья, в которой живет и воспитывается ребенок. Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духовное.
Публикация «Консультация для родителей „Семья как социально-культурный институт формирования личности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Для формирования гармоничной личности необходимо содействовать социализации ребенка не только в группе детского сада, но и в главном социальном институте — семье. Семья и детский сад, как институты социализации способствуют социально- психологической адаптации ребенка к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим его миром. Результатом ранней социализации является готовность детей в школу и свободное общение со сверстниками и взрослыми.
В истории человечества сложилось два направления воспитания: семейное и общественное. Современная наука убеждена, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, так как его сила и действенность несравнимы даже с квалифицированным общественным воспитанием. Современные психолого-педагогические исследования позволяют утверждать, что в системе разнообразных социальных институтов семья является важным, необходимым, глубоко специфичным и в высшей степени действенным компонентом воспитания детей.
Именно в семье ребенок приобретает первый социальный опыт, овладевает социальными ролями. Через семейные ценности, семейные традиции ребенок приобщается к культурно-историческому опыту предшествующих поколений.
Семья как социально-культурный институт оказывает активнейшее воздействие на развитие духовной культуры ребенка, на мотивы его поведения, на социальную направленность личности. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных ценностей.
Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества осваиваются в семье. С одной стороны, познание других людей начинается со своей семьи, с другой – именно в своей семье ребенок познает и идентифицирует себя.
Исследователи семейных отношений выделяют следующие факторы семейного воспитания, делающие его приоритетным по сравнению с другими институтами :
- глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания;
- постоянство и длительность воспитательных воздействий родителей;
- наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную и воспитательную деятельность семьи.
Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. В современном обществе воспитание рассматривается не только как личное дело родителей, но и как их общественная обязанность.
В современных психолого-педагогических исследованиях выявлено, что социальная ориентация детей в общественно-историческом опыте начинается со становления такой социально-нравственной ценности, как постижение образа семьи, развитие «понимания чувств близких и родных». В свою очередь, постижение образа семьи облегчается тем, что в ней дети «не учатся жить, а живут». Между тем в последние годы, как убеждают научные данные, урбанизация жизни, нуклеаризация семьи приводят к разобщенности межличностных отношений ее членов, что пагубно сказывается на воспитании детей. Семья подвергается «жесточайшей деформации» : изменяются не только ее отдельные функции, но и социальные роли членов семьи. Непрочность семейных уз создает искаженный образ семьи у ребенка. Аналогичные выводы у зарубежных ученых: уравновешенным человеком и «удачным семьянином» становится тот, кто имел в детстве любящих друг друга родителей, был к ним сильно привязан, мог с ними откровенно говорить обо всем, к кому относились в семье благожелательно, уважительно, но требовательно. И наоборот, шансов на позитивное развитие очень мало у тех, кто видел в семье конфликты, кого били и унижали.
Семья является первичной и наиболее чувствительной к общественным изменениям социальной структурой. Система связей, взаимодействий и отношений ребенка и членов семьи регулируется на основе определенных ценностей и норм, традиций, обычаев, обрядов.
Очень важным положением является выделение связи между младшим и старшим поколением. В. А. Сухомлинский замечательно сформировал это положение, возведя почитание старших поколений младшими в закон жизни. В становлении нравственности ребенка большое значение имеет духовная связь самого младшего и старшего поколения. Уважение, почитание старших поколений – закон нашей жизни.
Именно социальные ценности, идеалы, нормы конкретной семьи обеспечивают эффективность семьи как социально-культурного института, который осуществляет ряд важных функций по отношению к ребенку:
- воспитательную (социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества);
- первичного социального контроля (моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, регламентация ответственности и обязательств в их отношениях);
- духовного общения (развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение).
Выполнение данных функций семьи во многом определяется значимостью семьи для ребенка, познавательным интересом к семье.
Семья – уникальный общественный организм. В ней наиболее ярко проявляются все стороны общественного бытия, его пороки и достоинства. Если подорваны основы, на которых держится семья, то распадается связь времен. Однако нити родства, духовной общности воспитания детей могут стать надежной связкой, способной выдержать испытание на разрыв. Преемственность между детьми и отцами – необходимое условие.
Таким образом, главным институтом формирования личности является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Значение семьи в воспитании ребенка очень велико, так как, семья закладывает основу, фундамент каждой личности, способствует ее социализации.