Светлана Мирошникова
Консультация для родителей «Семейное чтение для развития ребенка»
▼ Скачать +Заказ
«Чтение в годы детства – это, прежде всего,
воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства
к сокровенным уголкам детской души».
В. Сухомлинский
Трудно переоценить значение семейного чтения для развития ребенка. Необходимо с раннего возраста приучать ребенка сначала слушать, как ему читают, а затем, когда ребенок научится читать сам, постепенно переводить его на самостоятельное чтение. Но даже когда ребенок научится читать сам, не следует совсем прекращать практику совместного чтения. Взрослый читает более эмоционально, создавая у ребенка живое представление о написанном, и к тому же объясняет малышу непонятные слова и эпизоды.
Публикация «Консультация для родителей „Семейное чтение для развития ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Совместное чтение, разговор о прочитанном не только сближает родителей и детей, но и оказывает большое влияние на характер ребенка, его нравственные качества. Читающий ребенок быстрее развивается, Легче устанавливает контакты, находит свое место в жизни. Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. В процессе чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное.
К сожалению, сейчас в некоторых семьях книги уступают место телевизору, компьютерным играм, интернету. А это вредит не только зрению, но и здоровью всего организма.
Для того чтобы вырастить вдумчивого читателя, от родителей потребуется много терпения и труда. Нужно собственным примером показывать, что взрослые любят читать, бережно относятся к книгам, что у каждой книге есть свое место на книжной полке.
С малых лет ребенка нужно приучать правильно держать книгу в руках, аккуратно перелистывать странички, не рвать, ни в коем случае не рисовать в книге. Введите ритуал чтения перед сном. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну.
Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или дома в плохую погоду. Если ребенок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день.
Начинать воспитывать будущего читателя нужно с раннего возраста, читая детям колыбельные песенки, потешки, пальчиковые игры.
Первые стихи – это стихи об игрушках А. Барто.
Книги должны быть красочно иллюстрированы, ребенку нужно показать действиями, о чем говорится в стихотворении. Затем нужно переходить к сказкам в стихах – К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова и др.
Нужно показать ребенку портрет, поговорить о биографии, а после чтения произведения обязательно поговорить с ребенком о прочитанном. Старшим дошкольникам уже нужно читать произведения более длинные по содержанию, чтение можно растянуть на несколько дней, но важно, чтобы все истории заканчивались хорошо и не содержали слишком страшных событий. Такое чтение с продолжением способствует развитию памяти и внимания, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребенку очень хочется узнать, что же произойдет дальше с полюбившимся героем.
Ребенок, которому систематически читают, более интеллектуально развит, у него обширный словарный запас, хорошо развита память, воображение, мышление, речь. И в дальнейшем, конечно, он успешно будет учиться в школе. Но никогда не нужно читать ребенку насильно, это приведет к негативному отношению ребенка к чтению. Важно увлечь ребенка, заинтересовать, выбрав для чтения удобное время.
Слушая чтение взрослого, рассматривая с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других людей. Совместное чтение сближает взрослых и детей, наполняет содержанием радостные минуты общения.
Как выбрать книгу для чтения?
Сначала взрослый должен прочитать книгу сам, определить, что даст эта книга уму и сердцу ребенка, выбрать непонятные для ребенка слова и выражения, подумать, как их объяснить. Читайте детям регулярно, старайтесь сделать семейное чтение неотъемлемой частью вашей жизни. Подключайте к чтению всех членов семьи, это сплотит семью, сделает ее дружной. Окружите ребенка книгами. Если в доме много книг, ребенок рано начинает читать.
«Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге,
Если чтение не стало его духовной потребностью
На всю жизнь- в годы отрочества душа подростка будет
Пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда
Взявшееся плохое»
В. А. Сухомлинский
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели.
Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме «Дошкольник и книга», которые заключаются в следующем:
- Книга и мир видеотехники в жизни дошкольника существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н. Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем» - и начиная с раннего возраста приобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывание ее, не считать этот процесс ненужным в жизни современного человека.
- Надо изменить существующее до сих пор отношение к детской литературе и детскому чтению как материалу для решения психолого-педагогических задач, и воспринимать детскую литературу как самостоятельный, специфический вид искусства, специально создаваемый для ребенка, имеющий свою художественную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов с текстом, кроме вдумчивого, выразительного чтения литературного произведения и его анализа.
Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему (игры, викторины, конкурсы, которые подменяют искусство слова и зачастую обесценивают его.
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации.
Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное.
Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.
Одна из особенностей проводимых различных видов деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет:
- родителям глубже понять своего ребенка.
- сплотить семью через чтение художественных произведений.
- вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.