Папки-передвижки

Консультация для родителей «Секреты для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи»

Бусыгина Екатерина Валерьевна
Консультация для родителей «Секреты для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи»
▼ Скачать

Консультация для родителей

«Секреты для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи»

Цель: организация взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить родителей с играми, способствующими формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Публикация «Консультация для родителей „Секреты для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи“» размещена в разделах

2. Использовать речевые игры для коррекции лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

3. Подбирать речевые игры в окружающей обстановке.

Ход.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем в развитии речи детей дошкольного возраста. Ребенок, не усвоивший грамматического строя родного языка до школы, плохо учится, потому что оказывается неспособным понять связи и отношения между изучаемыми в школе явлениями действительности. Важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения в детской речи.

Неисправленная грамматическая ошибка - лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент.

Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т. е. различать, как надо говорить правильно.

Своевременное развитие словаря и грамматически правильной речи – один из важных факторов подготовки к школьному обучению и профилактики нарушений письма и чтения. Поэтому необходимо вести работу по их формированию уже в дошкольном возрасте. Для детей в этом возрасте ведущим видом деятельности является игра.

Через игру ребенку гораздо проще и нагляднее получить те или иные знания, он как бы не замечает того, что учится. Поэтому надо просто играть с детьми в речевые игры.

Вы скажите, у вас нет времени?

Сегодня вашему вниманию будут представлены игры, которые вы, родители, можете легко применять на практике со своими детьми дома, не затрачивая на это, много времени. Педагоги, работающие в ДОУ без учителя-логопеда, данные игры могут использовать на занятиях, в разных видах деятельности, в режимных моментах. Они очень просты в применении и не требуют специального оборудования. Играя в эти игры, дети замечательно усваивают речевой материал просто и ненавязчиво. В эти игры можно играть на кухне во время приготовления еды, по дороге в детский сад и из него, при посещении магазинов, при визите в поликлинику, да и просто сидя на диване. Необходимо только ваше желание и терпение.

Практическая часть

Итак поиграем.

1. Предлагаю вашему вниманию игру «Большой - маленький» или «Назови ласково»

Данная игра помогает сформировать у дошкольников образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Инструкция для ребенка: «Я назову предмет, а ты назови его ласково, как будто он маленький». Например, стол – столик, шкаф – шкафчик…. Слова для этой игры желательно подбирать в соответствии с лексической темой, которая в данный момент идет в детском саду, или на свободную тему.

Можно поиграть в игру «Волшебная палочка» У меня есть волшебная палочка. К чему бы она не прикоснулась, все становится маленьким: был стол – стал столик… Кровать – кроватка; стул – стульчик; ведро -, воробей -… и т. п.

После того как дети научились образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, добавляем прилагательные.

Например: красная футболка – красненькая футболочка, теплые перчатки-тепленькие перчаточка и т. д.

2. Следующая игра «Один – много»

Эта игра обучает детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа.

Инструкция: «Я буду называть один предмет, а ты в ответ назови много таких предметов Например: стол – столы, дом-дома, машина-машины, чашка-чашки, заяц – зайцы и т. д.

Другой вариант игры, которая решает те же самые задачи.

Игра «Хвастунишка» Взрослый предлагает ребенку поиграть в эту игру.

Инструкция: «Я буду называть один предмет, а ты в ответ назови много таких предметов. Например: взрослый: «У меня есть конфета», ребенок: «А у меня много конфет» и т. п.

В игру «Много чего?» можно поиграть в любом магазине. Зайдя в магазин с ребенком, вы обращаете внимание ребенка на прилавок. В магазине продается много игрушек: не один мяч, а много… мячей, не одна кукла, а много, не один кубик, а много чего?. В магазине бытовой технике не один чайник, а много… чайников; не один холодильник, а много …; не одна плита, а много …В продуктовом магазине не один хлеб, а много хлеба; не одно молоко, а много … и т. д. В магазине продается много мебели: не один стул, а много…и т. п.

Эта игра не только обучает детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа, но и формирует обобщающие понятия: кукла, мяч, кубик, машинка – это игрушки; хлеб, масло, молоко – это продукты; холодильник, плита, чайник – это бытовая техника.

3. Следующая игра «Чего нет?»

Эта игра учит детей образованию родительного падежа существительных единственного и множественного числа.

В этом случае понадобятся либо предметы окружающего мира, либо предметные картинки. Показываем ребенку картинку, называем предмет (предметы, затем закрываем его (их) рукой и спрашиваем: «Чего нет?» (стула/стульев, дерева/деревьев и т. д.)

Инструкция для ребенка: давай поиграем в игру «Чего нет?» Я буду называть предмет, а ты будешь отвечать, что здесь такого предмета нет. Например, дом – нет дома. Стол – нет стола. Подушка – нет подушки.

Когда ребенок освоит эту игру, ее можно усложнить, предлагая для игры предмет во множественном числе: столы – нет столов, подушки – нет подушек, и т. п.

С ребенком постарше игру можно проводить и на улице. Идя по дороге, обращаем внимание ребенка на любой предмет (будь то машина, магазин, куст) загораживаем рукой этот предмет. Просим ребенка ответить, чего нет. (нет машины, нет магазина, нет куста). Очень важно для ребёнка проводить игры ненавязчиво.

Предлагаю вам сейчас закрыть рукой любой предмет, окружающий вас и ответить чего нет.

4. Следующая игра «Скажи наоборот»

С помощью этой игры дети учатся использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизировать мыслительную активность, развивать вербальную память, речевой слух.

Инструкция для ребенка: «Давай с тобой поиграем в спор: я буду называть слова, а ты отвечай мне все наоборот». Например, большой - …. (маленький, высокий - … (низкий) и т. д.

Чтобы игра проходила интересней используйте мяч. Например: Бросьте мяч ребенку и скажите: «Тепло». Малыш ловит мяч и бросает его обратно, одновременно говоря: «Холодно». Вновь бросьте мяч и скажите: «Высокий», ребенок ответит «Низкий» и т. д.

5. Игра «Назови какой, какая…»

Здесь всё просто тут нам пригодятся предметы окружающего мира – столы, стены, кружки и т. д. Сначала ребёнку предложим пощупать стол, потом постучать по столу, спросим у него из чего сделан - из дерева значит стол какой деревянный, а стакан из чего сделан - из стекла значит он какой стеклянный. А кто-то, может быть, скажет стекловый. Мы не будем говорить «Нет ты сказал неправильно», мы скажем «Ну почти угадал. Давай чуть-чуть покрасивее скажем стеклянный», мы ребёнку не говорим ой нет, нет, неправильно мы плавно вводим правильные слова подготавливаем его. Если ребенок затрудняется назвать образованное прилагательное, то мы сами называем. Пусть он сначала послушает, запомнит, а потом и сам в следующий раз назовёт.

6. Следующая игра «1 2 3 4 5» или «Посчитай!»

Эта игра учит детей согласованию имён существительных с числительными. Один домик, два домика, три домика, четыре домика, пять домиков. Окончания слов следует проговаривать очень хорошо, медленно и с усилением голоса, чтобы ребёнок запомнил окончание, всё правильно услышал и усвоил данную игру. Данную игру можно проводить с картинками, с предметами окружающей действительности или с опорой на пальцы. Главное начинайте счет с мизинца.

Уважаемые родители, ответьте на вопрос: Где ещё можно проводить такую игру и какие предметы можно посчитать? (на улице, в магазине, в парке)

7. Игра «У кого какой детёныш»

Инструкция для ребенка: давай назовем, у кого как детеныш называется (у коровы – теленок, телята; у лошади – жеребенок, жеребята и т. д.) – отрабатываем сразу единственное и множественное число существительного. С малышами в этой игре лучше, конечно, использовать картинки с изображением животных, а с детками постарше этого делать необязательно.

Очень важно в этой игре животных называть как есть без уменьшительно-ласкательной формы (не кошечка, не собачка) кошка, собака; у кошки кто детёныш- котёнок. После того, как ребенок усвоил детёнышей животных можно уже их называть во множественном числе у кошки- котята, у собаки кто? - щенки и т. д.

8. Следующая игра «Чьё это?» Образование притяжательных прилагательных.

Инструкция для ребенка: давай назовем, чьё это?

Можно проводить игру на примере темы «животные» : у лисы хвостик чей? (лисий, у волка (волчий) и т. п. Можно по теме «семья», «одежда», «обувь» : чья рубашка? (папина, чей ботинок? (Костин). И т. п. Можно использовать картинки с изображением предметов или сами предметы, а можно обойтись и без них.

Для многих детей эти слова новые и они могут назвать их неправильно.

Вопрос к вам: «Ваши действия?»

Предполагаемые ответы участников: «Мы предложим ребёнку произнести это слово красиво, при этом обязательно хорошо проговаривать окончание. Сначала можно проговорить вместе с ребёнком, а потом предложить ему сказать самому».

9. Следующая игра – «Назови одним словом» формирует умение классифицировать предметы, развивает память, внимание, мышление, речь.

Для проведения этой игры с малышами понадобятся картинки. Мы показываем карточку, ребенок называет одним словом, что (кто) на ней изображено. При возникновении затруднений, можно сначала перечислить изображенные предметы.

Например: «Кто изображен на этой карточке? (синица, курица, гусь, голуби) Как можно их назвать одним словом? (птицы)».

Детям постарше в эту игру можно играть на слух.

Инструкция для ребенка: я назову несколько слов, а ты подумай и скажи, как все это назвать одним словом. Например: стол, стул, кресло, кровать – это все … (мебель).

10. И ещё одна игра «Что таким бывает?» (подбор предметов к признаку)

Продолжите предложение Каждый знает, что легким бывает – перышко, ватка, карандаш, цветок…;

Каждый знает, что желтым бывает – солнце, краска, фломастер, цыпленок, носки…;

Каждый знает, что сладким бывает – торт, конфета, леденец и т. д.)

Вот таким образом играя с ребенком вы незатейливо и непринужденно обучаете его.

И помните! В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью. Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. Обязательно поддерживайте у ребенка желание заниматься, поощряйте малейшие успехи и учите преодолевать трудности.

И напоследок мы хотим вам сказать: любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое что у вас есть!

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья»Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья» Цель – создать условия для формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Задачи: - учить детей составлять.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Цветик-семицветик»Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Цветик-семицветик» .

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речиНаглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Аннотация: Нарушение лексико-грамматического строя речи в структуре.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Секреты для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи»
Опубликовано: 4 февраля 2024 в 16:13
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Секреты для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи»» (включая файлы) размещена пользователем Бусыгина Екатерина Валерьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД