Мария Антяскина
Консультация для родителей «Самообслуживание в жизни ребенка 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости. Вряд ли найдётся хоть одна мама, которая захочет в будущем видеть своего ребёнка беспомощным, неуверенным в себе, не способным самостоятельно решать проблемы, нытиком, постоянно прибегающим к родителям, чтобы пожаловаться на неудачи и поплакаться в «жилетку», рассказывая о тщетных попытках добиться чего-либо. А ведь именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания. Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя. Для детей раннего возраста взрослый показывает способы выполнения действий. Показ должен быть понятным для ребенка с объяснением. Сначала взрослый помогает на каждом этапе, а со временем постепенно уменьшает долю своей помощи, поддержки, подсказки. Еще одна важная деталь хвалить ребенка за каждую даже самую маленькую удачу на пути освоения трудовых умений. Труд по самообслуживанию для ребенка должен быть с удовольствием, с радостью. Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей — длительный процесс, требующий от взрослого большого терпения. Известно, что ребенок трех лет при хорошем руководстве может многое сделать самостоятельно. Ребенок от природы очень активен и активные действия радуют его. Он рано стремится сам одеваться, хочет самостоятельно есть, не умея еще как следует поднести ложку ко рту. Предоставляя ему возможность самостоятельно действовать, мы способствуем развитию его движений и воспитываем у него самостоятельность и зачатки трудовых навыков. Основная деятельность маленьких детей — игра. Научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно, правильно, аккуратно не так просто. Необходимо учесть при этом индивидуальные особенности каждого ребенка, продумать доступные детям правила действия и их последовательность. Игровой метод. Сама игра должна стать основной формой организации разных видов детской деятельности. В течение дня организуйте с детьми игры-забавы задачи, которых является развитие у детей процессуальной игры, в ходе которой дети моделируют различные ситуации, отражающие их жизненный опыт, впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, из детских книг и рассказов взрослых. В играх используются самые различные игрушки, организовываются с ними игры (куклу накормить, раздеть, уложить спать, одеть). Одним из воспитательных приемов является побуждение, направляющее указание, а не порицание или осуждение. Ведь ребенок всему только учится, и все то, что он как будто умеет делать, еще освоено недостаточно. Если он ест не аккуратно, неправильно держит ложку, то, лучше не фиксируя его внимание на не правильном, сказать: «Ешь аккуратней, вот так надо держать ложку» и т. п. С дошкольной психологии известно, что ранний возраст – это период, который характеризуется повышенной впечатлительностью и чувствительностью ребенка к оценкам его достижений со стороны значимого взрослого. Это комплекс детского поведения получил название «гордость за свои достижения». Поэтому нужно похвалить, поощрить ребенка за удачные действия, быстроту, аккуратность, помощь другому ребенку : «Молодец, быстро разулся», «Как ты Катя хорошо сложила все на стульчике», «Расстегнул Даше платье, вот как хорошо – молодец. Скажи Даша, ему спасибо». Формируя навыки самообслуживания, нужно воспитывать и бережное отношение к вещам. Нужно учить самостоятельности детей и во время еды, используя такие приемы, как показ с пояснением. Обедая за одним столом с детьми, показывать, как правильно есть, как держать ложку, предлагать взять ложку так, как это делает взрослый. Использовать игровые приемы. Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения каждого действия и их последовательности. «Посмотри малыш, как я буду вытирать руки. Я сначала возьму полотенце…» - говорит взрослый и сопровождает свои действия пояснениями. Очень важно при обучении приемам одевания, умывания, уборке игрушек сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Не нужно бояться еще и еще раз показать, и объяснить ребенку, что и как делать. Особое воздействие на детей оказывают художественные произведения: А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Капутикян «Кто скорее допьёт», З. Александровой «Что взяла клади на место», «Топотушка», И. Муравейка «Я сама», рассказы Л. Вороньковой «Маша- растеряша», потешки: «Водичка, водичка…». Увлечь ребёнка деятельностью по самообслуживанию можно вызвав у него интерес к предмету. Так во время умывания же предлагаем детям новое мыло в красивой обёртке, разворачиваем его, рассматриваем и говорим: «Какое гладкое мыло, как приятно пахнет. А как, наверное, хорошо это мыло пенится! Давайте попробуем!» Можно предварительно рассмотреть сюжетные картинки, где изображен ребёнок, который умывается; предметные картинки с изображение предметов необходимых для умывания мыло, мыльница, полотенце на вешалке, кран с водой. Приобщая малыша к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания, используем игры с водой, с мыльными пузырями. Весьма действенным приёмом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, кукол бибабо, например: «Как хрюшка умывается», «Зайка, учит, медвежонка есть красиво и правильно», а так же игровые приёмы с куклой. Так обучая детей снимать одежду, раздеваем куклу Машу, которая гуляла вместе с детьми и сопровождаем свои действия словами, обозначающими последовательность (сначала расстегнуть пуговицы, молнии, застёжки на обуви, аккуратно складывать одежду на полочку. Для закрепления эффективно использовать алгоритм процесса одевания и раздевания с картинками последовательности (одевания, раздевания, которые вывешены в приёмной). Одновременно малыши повторяют и запоминают названия частей одежды. Детям этот приём очень нравится. Можно обыгрывать действия, например: «Тянем, потянем, вытянули ножку. Эту ножку в этот домик, ну а эту ножку – в другой» (надеваем сапожки, брюки). Важное значение для повышения активности детей имеют такие игровые приёмы, как внезапное появление объекта и игрушки, выполнение с ними различных игровых действий. И еще несколько советов: Если малыш пил из чашки и разлил молоко или ел из тарелки и испачкался. Не ругайте его, не называйте плохим и неуклюжим. Ребенок может испугаться, не травмируйте его. Спокойно скажите, что так делать нельзя, и тут же покажите, как нужно. Возможно, малышу еще трудно справиться самостоятельно. Наберитесь терпения, с каждым разом он будет справляться ложкой все лучше и лучше. Повышает интерес у детей с самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, накормить). Так же положительный результат дают в нашей работе потешки, прибаутки, стихи (А. Барто). Повседневные наблюдения за поведением взрослых, рассматривание иллюстраций, чтение книг. Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.
Публикация «Консультация для родителей „Самообслуживание в жизни ребенка 2–3 лет“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие навыков самообслуживание. Консультации
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Желаю Вам успехов и терпения!