Светлана Владимировна Лахина
Консультация для родителей «С какого возраста нужно приучать ребенка к труду?»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей "С какого возраста нужно приучать ребенка к труду?"
Многие считают, что приучать ребёнка к труду и работе по дому имеет смысл лет с пяти, когда он сможет уже осмысленно справляться с элементарными обязанностями — обслуживать себя и выдерживать дополнительную физическую нагрузку. Это большое заблуждение. Стремление продлить беззаботное детство может только навредить полноценному развитию ребёнка. Точной даты и возраста, когда надо начинать приучать ребёнка к труду по дому не существует. С одной стороны можно сказать, что сделать это никогда не поздно, с другой — как только ребёнок научился ходить и говорить, ему уже можно давать легкие задания по дому, которые постепенно приучат его к труду во всех смыслах этого слова. С небольшой оговоркой — раннее развитие детей предполагает задания, которые должны соответствовать возрасту и возможностям ребёнка. Так что можно сказать, что развитие ребёнка, выраженное в его трудовых успехах, можно начинать с самого раннего детства.
Публикация «Консультация для родителей „С какого возраста нужно приучать ребенка к труду?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Раннее развитие детей: от полутора до трех лет
В этом возрасте все успехи начинаются с подражания. Полуторагодовалый ребёнок с удовольствием повторяет за родителями их действия, когда те трудятся по хозяйству. Пусть делает он это неумело, все роняя и проливая. Со стороны родителей важно правильно реагировать на эти действия, и не отбить у ребёнка охоту «трудиться по дому». Надо подобрать для него те виды работ, которые будут ему интересны, окажутся по силам и нанесут наименьший урон домашней обстановке.
Можно, например, дать ребёнку салфетку и попросить вытереть мокрое пятно с пола, аккуратно расставить в прихожей свою обувь, убрать на полку игрушки. Конечно, предварительно надо показать, как это нужно делать. Собственный пример должен присутствовать на этапе раннего развития детей постоянно. Пока родители и дети неразлучны в осваивании последними азов домашнего труда Не забудьте где надо похвалить, где надо подыграть ребёнку. И непременно постарайтесь превратить его маленькие обязанности в постоянную и увлекательную игру. Хороший старт очень важен.
Взрослый в данном случае выступает сразу в двух ипостасях — в качестве наставника и в качестве воспитателя, который подает личный пример в выполнении всех своих заданий. Можно вывести первый постулат — «ребёнок доверяет своим родителям, и если те поручили ему что-то сделать, значит он должен и может это выполнить». Тем более, что делать все придется вместе, а делать вместе всегда интереснее, чем выполнять указания со стороны.
Поначалу освоение этих простейших навыков вряд ли можно назвать обязанностями, цель видимо в другом — дать почувствовать ребёнку себя нужным и полезным.
Дети: от 3-х до 5-ти лет
Что может делать по дому ребёнок в таком возрасте?
Во-первых, он может помогать взрослым в их взрослой работе по дому. Например, есть дети, которые любят возиться с водой. Им можно выделить тазик с теплой водой, с помощью которого они будут воспроизводить действия взрослых на своем «нехитром» уровне — мыть посуду, фрукты и овощи, стирать платочки и одежду для кукол.
А есть дети, которые любят все складывать, перекладывать, укладывать. Таких можно подключить к сортировке белья перед стиркой, и попросить разделить его на светлое и темное, сложив в разные стопки. Затем можно вместе закладывать белье в стиральную машинку. Попутно можно ознакомить ребёнка с «нужными» кнопками и последовательностью их включения. Можно подключить ребёнка к складыванию белья после стирки перед тем, как положить его в шкаф. При этом сопровождать игровым комментарием «угадай-ка, чья это вещь».
Более подвижных детей можно включить в процесс подметания полов, чистки ковров. На этот случай стоит приобрести «детский инвентарь» в виде небольшого совочка и щетки. Пригодится и маленькая лейка для полива цветов. Детям подобные занятия, как правило, очень нравятся. Раннее развитие детей предполагает сценарий развития детей, который закладывают родители.
Детское развитие ребё нка: 4-5 лет
Уже подросшему ребёнку в 4-5 лет каждодневная домашняя работа может наскучить из-за своего однообразия. Ваша задача — удержать его внимание. Можно каждый раз придумывать занятные истории и, тем самым, переключать его внимание. Еще лучше постепенно расширять круг его обязанностей и допускать к чему-то более серьезному. Развитие ребёнка подразумевает накопление опыта бытового характера.
Например, можно начать совместно осваивать домашнюю бытовую технику — пылесос, СВЧ, телевизор, посудомоечную машину. Поручать убирать продукты в холодильник, пылесосить ковер, складывать посуду в раковину или посудомоечную машину, распаковывать и сортировать покупки.
В этом же возрасте можно подключать детей к приготовлению еды, пользованию столовыми приборами, научить делать элементарные бутерброды из тостов с нарезкой из сыра и мясных продуктов. К пяти годам ребёнок должен знать, как наводить порядок в своей комнате, какой должна быть последовательность действий, и какие предметы на каких местах должны располагаться.
Самое время привить понятие порядка и объяснить, что если сразу убирать все вещи на свои места, то в доме не будет беспорядка и на уборку уйдут считанные минуты. Постулат второй — легче порядок поддерживать, чем каждый раз устраивать генеральную уборку.
Таким образом работа по дому не только войдет в круг обязанностей, но и станет неотъемлемой частью общего развития ребёнка.
Итоги трудового детства
С такой подготовкой уже в 6-8 лет ребёнок может стать полноценным помощником в доме. К примеру, в круг его обязанностей будет входить мытье полов, вытирание пыли, мытье посуды, стирка белья в машинке, разогревание еды в микроволновке. Можно уже поручить пропылесосить не только ковры, но и мягкую мебель, вымыть кафельную плитку в ванной и на кухне, протереть зеркала и полочки.
Главное, разнообразить повседневный труд по дому и чередовать занятия. Опять же, любое действие стоит начинать совместно и постепенно доводить его до самостоятельного выполнения со стороны ребёнка. Можно, например, ходить за покупками вместе с ребёнком, а потом научить его делать это самостоятельно, посылая докупить что-нибудь по мелочи.
Третий постулат развития ребёнка в этот период — никакой критики. Исключительно пожелания вместе с объяснениями в ненавязчивой и легкой форме.