Екатерина Максимчук
Консультация для родителей «Роль скороговорок и чистоговорок в развитии речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль скороговорок и чистоговорок в развитии речи детей»
Подготовила
Максимчук Екатерина Викторовна – воспитатель
высшей квалификационной
Публикация «Консультация для родителей „Роль скороговорок и чистоговорок в развитии речи детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Скороговорки
- Чистоговорки
- Темочки
Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил, чисто, внятно, красиво. Правильно поставленная речь очень важна для каждого человека! Поэтому одной из задач каждого родителя является научить ребенка правильно говорить. Так давайте учить своих детей правильной речи вместе!
Хорошим подспорьем в этом станут скороговорки и чистоговорки. Вначале поговорим о скороговорках.
Что такое скороговорки? Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.
Чем полезны скороговорки?
1. Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью.
2. Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.
3. Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.
4. Он также учится не только говорить, но и слушать. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают.
5. Кроме того, это самое настоящее развлечение! От души смеяться над собственными и чужими ошибками в произношении.
Как проговаривать скороговорки с ребенком? Скороговорки для детей – это в первую очередь игра, а не обучение. Проговаривайте фразы медленно и четко. Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Итак, проделывайте все пошагово:
Первый шаг - произнесите скороговорку медленно и четко. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Важно не допустить неправильного произношения.
Второй шаг - чтение скороговорки шепотом. Важно, чтобы шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
Третий шаг - произносите текст вслух, медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
Каждому звуку - своя скороговорка. Существует неисчислимое множество различных скороговорок. У нас наибольшей популярностью пользуются исконно русские скороговорки - близкие нам по смыслу и по духу. Каждая отдельная скороговорка - это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.
Например:
Для звука [в] : Водовоз вез воду из водопровода.
Для звука [ж] : Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Для звуков [з], [з’] : Зимним утром от мороза на заре звенят березы.
Для звука [р] : Рама рано розовеет, рама рада - солнце греет.
Для звуков [с], [с’] : Носит Сеня сено в сени.
Для звука [ш] : Шесть мышат в шалаше шуршат.
Для звука [щ] : Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
В процессе усовершенствования дикции ребенка необходимо разучивать скороговорки, отрабатывающие все звуки. Но особое внимание уделяйте тем, с которыми у ребёнка возникают трудности или проблемы.
Что же такое чистоговорка? Чистоговорка – малый жанр фольклора, народно-поэтическая шутка, заключающая в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром или многократном повторении.
Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, помогают эффективно решить поставленные задачи по звуковой культуре речи в интересной форме. Они помогают эмоционально провести физкультминутку, дать возможность снять напряжение. Чистоговорки как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков.
Выделяют чистоговорки :
1. Основанные только на повторении отрабатываемых звуков и не несущие смысловой нагрузки. Например, фразы «та-та-та у нас дома чистота», «ты-ты-ты сметану съели всю коты» не несут смысловой нагрузки.
2. Имеющие вид обычного детского стихотворения, в котором часто повторяется отрабатываемый звук, несущие в себе обязательную смысловую нагрузку. Например: Индюк из города идёт, Игрушку новую везёт. Игрушка не простая – Индюшка расписная.
Любую чистоговорку можно усложнить, если проговаривать слоги не три, а шесть раз и в более быстром темпе. Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. А затем темп следует увеличивать, но не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить фразы с разжатыми зубами. Чистоговорки помогут, закрепить правильное произношение звуков у детей, развить у них чувство рифмы, внимание, память, запомнить некоторые грамматические нормы русского языка в процессе многократного повторения чистоговорок. Для развития речи, выработки четкого произношения согласных звуков существует много способов, которые родители могут вполне применять в домашних условиях.
Приемы работы с чистоговоркой. Учитывая, что для дошкольников характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, многие приемы строятся с опорой на демонстрационный материал: картинки, фишки, схемы-символы и др.
А теперь давайте поиграем с чистоговорками.
1. Скажи чистоговорку тихо-громко.
Цель: учить детей менять силу голоса. Взрослый проговаривает чистоговорку и просит детей повторить ее с той же силой голоса.
ЦО-ЦО-ЦО – Снесла курица яйцо.
2. Скажи чистоговорку медленно-быстро.
Цель: учить детей менять темп речи. Взрослый проговаривает чистоговорку и просит детей повторить ее с той же силой скоростью.
ТА-ТА-ТА – Хвост пушистый у кота.
3. Скажи с различной интонацией.
Цель: учить детей произносить чистоговорку с вопросительной или восклицательной интонацией. Взрослый проговаривает чистоговорку и просит детей повторить :
ОМ-ОМ-ОМ – Мы построим новый дом! (весело)
ОМ-ОМ-ОМ – Мы построим новый дом? (спрашиваем)
4. Скажи как…
Цель: учить детей произносить чистоговорку голосом разным по тембру. Взрослый проговаривает чистоговорку и просит детей повторить ее так : как бы ее сказала лиса, медведь, мышка, волк и т. д. Можно использовать куклы кукольного или пальчикового театра или маски.
СУ-СУ-СУ – Хорошо в лесу
5. Интонационное выделение слова в чистоговорке.
Цель: учить детей интонационно выделять слова в чистоговорке. Взрослый говорит чистоговорку, а затем задает вопрос, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, выделяя голосом слово ответ.
ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ – Травку дали мы козе.
Вопрос: Кому мы дали травку?
Ответ: ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ - Травку дали мы козе.
Вопрос: Что мы дали козе?
Ответ: ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ – Травку дали мы козе.
6. Закончи чистоговорку.
Цель: учить подбирать слово с заданным звуком. Взрослый проговаривает чистоговорку и просит закончить ее словом «дружочком» :
ОК-ОК-ОК – Бабочка села на (цветок, листок, грибок, ботинок, носок и т. д.)
7. Проговори и прохлопай.
Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах. Взрослый проговаривает чистоговорку – дети проговаривают и прохлопывают ритмический рисунок:
АФ-АФ-АФ – С высоты глядит жираф.
8. Составь чистоговорку по картинке.
Цель: учить составлять чистоговорки, упражнять в четком произношении звуков во фразе.
Взрослый просит посмотреть на картинку и придумать по ней чистоговорку :
ОК-ОК-ОК – Это детский городок.
ОК-ОК-ОК – какой красивый теремок.
РЫ-РЫ-РЫ – Рома катится с горы.
РА-РА-РА – Очень рада детвора.
9. Выложи фишками.
Цель: учить детей выделять каждое слово в чистоговорке и четко его произносить. Взрослый произносит чистоговорку, а дети выкладывают ее фишками, а затем произносят, шагая пальчиками по фишкам.
ЦО-ЦО-ЦО – Красивое блестящее яйцо.
10. Придумай чистоговорку.
В старшем дошкольном возрасте дети могут сами придумывать чистоговорки. Вначале необходимо выделить «основу» чистоговорки. Для этого берется последний слог слова, со звуком над которым нужно поработать и он повторяется несколько раз. Например, при работе над четким произношением звука [Ж], берем слово еж, для чистоговорки берем слово ежа. А теперь придумываем чистоговорку :
- Жа-жа-жа – видели в лесу ежа
- Жа-жа-жа – на поляне три ежа
- Жа-жа-жа – нарисовали мы ежа
- Жа-жа-жа – дом построим для ежа
- Жа-жа-жа – покормили мы ежа
- Жа-жа-жа – колючие иголки у ежа
- Жа-жа-жа – расскажи нам про ежа.