Юлия Демина
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья играет важную роль в формировании личности маленького человека. Родители являются первыми воспитателями и учителями своего ребёнка. В ежедневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает свой первый жизненный опыт, усваивает нормы общественного поведения.
Семья - это первая школа чувств. Наблюдая за отношением взрослых, их
эмоциональными реакциями и ощущая на себе многообразие
проявлений чувств близких ему людей, ребёнок приобретает
Публикация «Консультация для родителей „Роль семьи в воспитании ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
нравственно-эмоциональный опыт. Очень важно, какие эмоциональные
впечатления малыш получает в детстве - положительные или отрицательные;
какие проявления взрослых он наблюдает: заботу, доброту, сердечность,
приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету,
ворчливость, зависть, хмурые лица- всё это первый маленький кирпичик в будущем развитии личности маленького человека.
Будет ли первый опыт общения ребёнка со взрослыми
положительным, зависит от того, какое положение он занимает в
семье. Если взрослые всё своё внимание акцентируют
на том, чтобы удовлетворить любое желание, любой каприз малыша, то
создаются условия для развития эгоцентризма. Если же ребёнок не
получает необходимого внимания, ласки, он может начать
добиваться этого, используя различные способы, в таких как упрямство,
капризы. Там, где ребёнок равноправный член семьи, причастен к её
делам, разделяет общие заботы, выполняет (в меру своих
возможностей) определённые обязанности, создаются более
благополучные условия для формирования у него активной
положительной жизненной позиции.
Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей,
поэтому взрослые должны заботиться о культуре ежедневных
взаимоотношений, быть образцом для подражания. Для
ребенка дошкольного возраста авторитет родителей существует
изначально и непререкаем. Папа и мама для него всегда «самые, самые» —
красивые, умные, смелые и т. д. В спорах дошкольников наиболее
распространенный аргумент — «мой папа так сказал», «моя мама так делает».
Поступки родителей не подлежат критике. Но малыш
взрослеет, наблюдает, анализирует, сравнивает и порой бывает
вынужден признать, что его папа и мама не столь безупречны, как ему
казалось раньше.
На психику и поведение ребенка могут повлиять разнообразные явления
окружающей его жизни, в том числе и негативные. Специалистами было замечено, что тревожные дети вырастают у тревожных матерей.
Честолюбивые родители часто подавляют своих детей, так
проявляя роль семьи в воспитании ребёнка. В итоге у них появляется
комплекс неполноценности. Кроме того, отец, часто выходящий из себя,
подсознательно формирует у своих детей такой же тип поведения.
А. С Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка
только тогда, когда вы разговариваете, или поручаете его, или
приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент Вашей жизни,
даже тогда, когда Вас нет дома.
Рекомендации родителям :
-Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и
переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место!
- Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не
распоряжения, приказа.
- Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном,
эмоционально.
- Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с
ним оговорены и приняты обеими сторонами (родителями и ребенком).
- Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к
конкретным его действиям. Нельзя говорить «Ты обманщик!», лучше
сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень
неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду».
- Не входите в комнату ребенка без стука или в отсутствие хозяина. Не
трогайте его личные вещи. Старайтесь уважать личное пространство
вашего ребенка, каким бы оно ни было.
- Необходимо оставлять за ребенком право выбора друзей, одежды,
музыки и т. д.
- Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не
вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем
положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте
физически, не унижайте.
- Станьте терпимее к недостаткам детей. Замечайте как можно чаще в
вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре.