Мухутдинова Фарида
Консультация для родителей «Роль семьи в нравственном воспитании дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья играет важную и незаменимую роль в развитии и воспитании каждого ребенка.
Так как семья для ребенка – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать. В семье малыш получает свой первый жизненный опыт, первые представления о добре и зле, о нормах нравственности. Родители, бабушки, дедушки преподносят уроки трудолюбия, уважения к окружающим. Именно в семье закладываются жизненные планы и идеалы человека, формируются культурные и социальные ценности и установки.
Выделяют несколько факторов в воспитании, которые влияют на становление личности современного ребенка и отражают роль семьи.
• Воспитание ребенка одним родителем (чаще мамой) и смещение ролей в семье.
Изменения происходят в отношениях мужчины и женщины. Теперь трудно выделить, кто кого "главнее" в семье. Меняются представления о том, как должны вести себя муж и жена.
• Повышенная занятость родителей – это одна из особенностей воспитания современных детей. Чрезмерная занятость родителей не всегда дает возможность уделять внимание малышу, его воспитанию, установлению детско-родительской связей. Часто такие дети чувствуют эмоциональную холодность со стороны родителей и находятся в поисках тепла и ласки.
Необходимость и важность сотрудничества семьи и детского сада никогда не ставились под сомнение. Педагогическая поддержка родителей является целенаправленной профессиональной помощью воспитателя семье с целью реализации права ребёнка на полноценное развитие и образование, формирование семейных ценностей и традиций.
В современных условиях жизни идея воспитания детей дошкольного возраста в духе патриотизма и одновременного взаимоуважения к культурным традициям других народов является актуальной и востребованной. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать систему духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, в условиях как семьи, так и детского сада.
Тесное сотрудничество благоприятно влияет на полноценное развитие у детей дошкольного возраста ума, характера, его взглядов на окружающий мир и на становления духовно-нравственных качеств и на становление личности.
Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Родители редко читают детям, в основном дошкольники просматривают сказки, мультфильмы. Мультфильмы моделируют психику и поведение ребенка. Современные дошкольники перенесли в виртуальный мир не только свои увлечения и досуг, но и общение со сверстниками. К сожалению, это приводит к исчезновению детских «дворовых» сообществ, в котором дети могли свободно играть и общаться друг с другом. Здесь важно было общение старших с младшими, когда старшие учили младших ролевым играм, обучали правилам игры. Знали много считалок. Сейчас у детей чаще нет такой возможности общения. Как следствие страдают навыки коммуникации, снижен уровень социальной компетенции.
Одна особенность детей нового поколения является - клиповое мышление, т. е. восприятие информации фрагментарно, короткими кусками и яркими образами, ребенок при этом не может сосредоточиться и постоянно перескакивает с одного на другое. Клиповое мышление лишает современных детей возможности усваивать большие объемы информации, зато помогает лучше взрослых разбираться в технологиях, быстро принимать решения и находить нужные данные, отучает детей думать, критически мыслить. У современных детей хорошо развита зрительная память, а слуховое восприятие недостаточно сформировано, концентрация внимания также снижена. Также стоит отметить, что идет рост детей, у которых наблюдается снижение развития воображения, фантазии и творческой активности. Детям сложно придумывать новые игры, они не сочиняют сказки, им бывает скучно рисовать по замыслу, что-то конструировать.
Хочется еще раз подчеркнуть огромную роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста. Практика убедительно доказывает, что чем больше родители познают своего ребёнка, организуют игры, включены в совместный труд, тем эмоционально благоприятнее атмосфера в семье. Именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.