Дмитриева Ольга Александровна
Консультация для родителей «Роль семьи в нравственно-трудовом воспитании детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль семьи в нравственно-трудовом воспитании детей дошкольного возраста
Дети испытывают особое удовольствие, когда их, как равных, привлекают к труду.
Раннее включение детей в семье в посильную работу делает жизнь ребенка более полной, интересной. Ребенок приобретает много ценных качеств, становится самостоятельным, в меньшей степени зависит от взрослых, усваивает полезные практические навыки, учится ценить время, по-новому оценивает и труд окружающих его взрослых, приучается видеть свое участие в этом труде. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский рассматривал трудовое воспитание в неразрывном единстве с воспитанием высоких нравственных чувств к родителям и другим взрослым людям.
Публикация «Консультация для родителей „Роль семьи в нравственно-трудовом воспитании детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Семья. Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Приучать ребенка к труду надо начинать уже с двухлетнего возраста. Раннее включение детей в семье в посильную работу делает жизнь ребенка более полной, интересной. Важно приучать детей выполнять нужные, не менее интересные для них трудовые обязанности, но не наказывать детей трудом, систематически учитывать и оценивать качество труда, стимулировать труд похвалой и личным примером показывать сознательное и дисциплинированное отношение к труду. Главное, говорить ребенку слова «вместе» и «помогу», и это доставит ему большую радость.
Именно в семье ребенок получает навыки, относящиеся к ручному труду. Например, девочка уже к 6 годам может держать иголку, пришивать пуговицы, делать стежки, шить для куклы простую одежду, стирать кукольное белье. А мальчики под пристальным вниманием папы учатся вбивать гвоздь, сбивать скамейку для куклы, скворечник для птиц, разные конструкции самолетов.
Важное место в семье родители уделяют вопросам формирования навыков по уходу за собой: снимать, надевать одежду и вешать ее на место, завязывать шнурки, чистить зубы, умываться, причесываться, вытирать нос, пользоваться туалетом, а так же организовать питание.
Родители приучают ребенка : накрыть стол, убрать со стола, подать пищу для своих близких, изучают правила элементарного этикета, поведения за столом.
В каждой семье свой порядок, свой жизненный стиль и система ценностей. Для каждого члена семьи все важно : когда и как встают, как завтракают, как проводят вечера, выходные, праздники. Поэтому каждая мама приучает ребенка создать в доме уют не для глаз, а для души всех обитателей.
Это удается сделать в тех семьях, где ребенка включают в различные виды деятельности, помогают «расти» в них, видеть свои достижения, ощущать, что они небезразличны родителям. Возникшее чувство гордости за хорошо выполненное задание, поручение побуждает ребенка к новым «победам». Поэтому необходимо вовлекать ребенка в общие семейные дела: вместе накрыть на стол, испечь печенье, полить грядки и т. д. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным участником совместного труда со взрослым.
Ценно то, что ребенок очень рано начинает понимать, что он трудится для других, делает нечто приятное близким и любимым людям. В этом можно убедиться, наблюдая за подготовкой к семейным праздникам.
Более старшим детям доверяют более сложные дела: навести порядок в шкафу для посуды, аккуратно разложить белье на полках, помыть игрушечную посуду. При выполнении всех этих дел важно всем членам семьи быть примером. Не стоит жаловаться на усталость, говорить о нежелании что-то делать. Пусть ребенок видит активность каждого, их сноровку, умение все делать с готовностью.
Дети старшего дошкольного возраста любят трудиться вместе. Поэтому и дома нужно создать условия для совместной работы нескольких детей. В общем труде крепнут дружеские связи между детьми, возникает желание помогать друг другу; легче предупредить развитие таких отрицательных качеств, как хвастовство, лень, эгоизм.
Недостаточное развитие у детей нравственных качеств, проявляются и в труде, чаще всего это обусловлено неумением родителей использовать существующие методы воспитания таких качеств, как самостоятельность, организованность, ответственность, настойчивость.
Формирование нравственных мотивов труда ребенка в семье возможно в том случае, если дошкольник видит значимость своего труда для семьи, если выполняемая им работа воспринимается как необходимая для удовлетворения потребностей близких людей, а ее выполнение или невыполнение существенны для них. Содержание труда ребенка старшего дошкольного возраста в семье не должно быть нарочно придуманным.
Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, родителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда. Взрослые члены семьи должны вносить в трудовую деятельность ребенка нравственные мотивы : оказывать помощь, проявлять внимание, сочувствие, заботу; связывать эти мотивы с целью деятельности, различными методами закреплять эту связь, вызывая у ребенка стремление качественно довести работу до нужного результата.