Екатерина Молчанова
Консультация для родителей «Роль рисования в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль рисования в жизни ребенка»
Подготовила:
Воспитатель Молчанова Е. В.
Декабрь 2023 г.
Рисование – одно из самых простых, но в то же время, очень полезных занятий. В процессе рисования совершенствуется моторика рук, развивается фантазия и воображение. Оно учит не только думать, но и анализировать, сравнивать, соизмерять, воображать и сочинять.
Публикация «Консультация для родителей „Роль рисования в жизни ребенка“» размещена в разделах
Многие ученые отмечали, что рисунки оказывают сильное стимулирующее влияние на развитие речевой и мыслительной деятельности детей. Русский педагог К. Д. Ушинский писал в свое время, что картина является могучим средством "развязывания" языка ребенка : он задает вопросы о том, что видит на картине, делится своими впечатлениями.
Рисование – это замечательный способ развить не только мелкую моторику, но и интеллект, а также творческие способности ребенка. В этой статье вы узнаете о том, как избежать типичных ошибок при рисовании с малышом, чем можно рисовать маленьким детям, что такое «свободное» рисование и как по мере взросления ребенка изменяются его рисунки.
Правила рисования с ребенком
Основная задача родителя при обучении ребенка рисованию – это привитие интереса к творчеству. И если малыш отказывается рисовать, скорее всего, это не связано с отсутствием творческих способностей, а является результатом ошибок при воспитании. Чтобы избежать типичных ошибок и развить в ребенке творческий потенциал, придерживайтесь следующих правил:
Не мешайте. Не стоит навязывать ребенку свое видение результата, давать советы и рекомендации, если малыш их не ждет от вас. Ваши замечания могут улучшить качество конкретного рисунка, но они не будут производить долгосрочный эффект. Позвольте ребенку получать удовольствие от процесса и самостоятельно оценить свою работу.
Не перебарщивайте с вспомогательными инструментами. Раскраски и всевозможные обучающие пособия по рисованию очень популярны как у детей, так и у родителей. Однако нужно не забывать, что они хороши лишь в плане развития мелкой моторики и шаблонного мышления, в то время как для развития творческих способностей, креативности и воображения ребенка лучше подойдет чистый лист бумаги.
Приобщайте ребенка к эстетике. О того, что ребенок видит вокруг себя, зависит, какие шаблоны для рисования сформируются у него в голове. Выбирайте книги с качественными иллюстрациями, мультфильмы с хорошей прорисовкой, по возможности, знакомьте ребенка с искусством.
Что же развивает рисование?
В раннем возрасте, конечно же, рисование способствует развитию мелкой моторики рук. Во время рисования задействованы двигательные, зрительные, мускульные и осязательные анализаторы, развивается зрительно-моторная координация, память и сосредоточенность.
Рисование развивает творческое мышление, т. е. креативность, потому что во время рисования ребёнок создаёт множество образов, которые можно изменять по своему усмотрению, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями. Поиск ассоциаций и генерация образов — это отличная тренировка творческого мышления.
Рисование отлично развивает фантазию и воображение, которые являются важными сторонами жизни ребёнка и особенно развиваются в возрасте от 5 до 15 лет.
Воображение — это способность мысленно представлять зрительные картины. Благодаря этому человек может перерабатывать прошлый опыт и создавать новые связи между полученными образами. Чем больше таких связей образуется в мозгу, тем лучше развивается мышление.
Фантазия — необходима будущему взрослому. Она позволяет человеку делать смелые предположения, изобретать и создавать что-то принципиально новое. В рисовании ребёнку нужно детально продумать образ до того, как он сможет его нарисовать.
Если ребёнок перестаёт выдумывать, у него обедняется личность, понижается потенциал творческого мышления, а затем и заинтересованность в искусстве и творческой деятельности.
Рисование стимулирует развитие восприятия в детском возрасте, заставляя ребёнка изучать объекты для изображения и открывать в них новые качества, которых он раньше не замечал. Тренируется умение наблюдать и анализировать объект, что также способствует развитию мышления, так как все психические процессы взаимосвязаны и имеют друг на друга взаимовлияние. Таким образом, по рисункам ребёнка можно сделать выводы о развитии моторики и интеллекта.
Рисование влияет на развитие речи. В раннем возрасте ребёнок во время рисования проговаривает свои действия ("сейчас я возьму синий карандаш и нарисую…", что помогает ему их осознавать и лучше координировать. Родителям очень важно внимательно слушать рассказы ребёнка о своём рисунке, задавать наводящие вопросы о героях, сюжете и деталях изображения, тем самым стимулируя развитие связной речи и словарного запаса.
В возрасте от 7-ми лет очень важно придумывать сюжет для рисунка. Многие дети, привыкнув, что на занятиях по рисованию даётся определённая тема или пример, начинают испытывать трудности при самостоятельном выборе сюжета. Вы, как родитель, можете помочь ребёнку, если будете чаще водить ребёнка в музеи, на выставки, театры или даже, когда гуляете, идёте в магазин, обращайте внимание ребёнка на происходящее вокруг вас и сами озвучивайте это. И постепенно приучайте ребёнка к тому, что каждое интересное наблюдение может лечь в основу нового сюжета для рисунка.
Чем разнообразнее и богаче жизненные впечатления ребёнка, тем ярче и необычнее будет его фантазия.
Можно устраивать домашние выставки из детских и совместных работ, придумывать названия картин. Такие выставки можно приурочить к какому-нибудь празднику, чтобы дети могли увидеть итог своих занятий рисованием.
Отсутствие рисования обедняет психическое развитие и говорит о наличии в нём каких-то затруднений и страхов.
По цветовой гамме рисунков можно тоже сделать выводы о проблемах ребёнка. Преобладание серых и черных тонов в рисунках говорит об отсутствии жизнерадостности и пониженном фоне настроения, о большом количестве страхов, с которыми ребёнок не может справиться самостоятельно. Яркие, светлые и насыщенные краски свидетельствуют об активном жизненном тонусе и оптимизме.
Как правильно реагировать на рисунки?
При помощи рисования дети реализуют свой жизненный опыт, перерабатывают свои переживания и фантазии. Рисунок — это внутренний мир ребёнка и поэтому надо очень осторожно относиться к оцениванию рисунков взрослыми. Ни в коем случае нельзя критиковать рисунки. Критика является одной из главных причин низкой самооценки и страха ошибки. И даже похвала может пагубно отразиться на самооценке ребёнка и вызвать зависимость от мнения окружающих, А ребёнка надо учить опираться не на чужое мнение, а на свои собственные ощущения, мысли и чувства. Только так можно вырастить уверенного и самостоятельного человека. Как критика, так и похвала — это тоже оценивание. А так как рисунок — внутренний мир ребёнка, он не нуждается в оценке.
Если к вам ребёнок подошё л со своим рисунком и спрашивает: "Ну как, красиво?", — вы можете его спросить: "А тебе нравится? Что тебе здесь нравится больше всего?". Если родители сразу выдадут свою оценку, ребёнок не успеет осознать своё отношение, удовлетворён он или нет работой. Поищите в рисунке ребёнка какие-то необычные детали, которых раньше не было, обратите внимание ребё нка на это и скажите: "Как здорово ты это придумал!".
Однажды на семинаре для родителей одна мама рассказывает, что её восьмилетняя девочка говорит, что рисунок плохой и у неё не получилось, а мама начинает ей доказывать, что это не так, у тебя всё красиво. Девочка продолжает спорить, она не верит маме. А мама не верит ощущениям ребё нка и тем самым мысленно говорит ей: "Твои мысли и чувства неправильные. Не верь себе".
Как лучше поступить маме? Принять чувства ребёнка, спросить: "Что тебе здесь не нравится? Что и как ты хотела нарисовать? Как ты думаешь, что помешало тебе нарисовать так, как ты задумала? Нужна ли тебе моя помощь, или ты сама ещё раз попробуешь? Я верю, что у тебя получится!".
Дорогие родители, не торопитесь с оценками! Это поможет вам вырастить успешного человека, который верит в себя и доверяет собственному мнению.