Людмила Сапожникова
Консультация для родителей «Роль игры в социализации детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители, игра занимает значительное место в жизни ваших детей. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.
Публикация «Консультация для родителей „Роль игры в социализации детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В работе с детьми дома можно использовать различные виды игр: дидактические, сюжетно – ролевые, хороводные, подвижные, театрализованные, с природным и строительным материалом. С помощью игры дети приобретают новые знания и умения: общаясь со взрослыми, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их действиями, ребята получают много новой для себя информации. И это очень важно для их развития.
Прежде чем начать игру, важной задачей для взрослого является вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигалось различными приемами: использованием сюрпризного момента, интригующего вопроса, чтением стихотворения и т. д. Взрослый с самого начала и до конца игры находится рядом с ребенком: отмечает удачные решения, подбадривает застенчивость ребенка, вселяет в него уверенность и т. д.
Дидактические игры являются наиболее соответствующей формой обучения, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать. В работе с детьми для обогащения чувственного опыта детей родителям можно использовали игры для развития сенсорного восприятия и мелкой моторики.
Такие, как:
- игры с предметами : «Сбор пирамидок», «Весёлые матрёшки», «Большой маленький», «Разноцветные фонарики», «Волшебные колпачки», «Найди такой же», «Подбери одежду», «Какай игрушки не хватает», «Четвертый лишний», «Ласковые лапки» и др.
- с большим интересом дети играют с прищепками, пуговицами, бросовым материалами, шнуровками, которые развивают мелкую моторику, координацию движения, усидчивость, терпение, аккуратность. Такие, как «Сделайте дереву веточки», «Солнышко и тучка», «Ёжик», «Мамины помощники», «Бусы и браслет», «Поезд», «Художники», «Выложи по образцу», «Собери ягоды в корзинку», «Чудо - копилка».
- игры с музыкальными инструментами помогают развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствуют координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивают фантазию, творческие способности, музыкальный слух - «Лисичка, попляши», «Поиграй нам Саша в бубен», «Волшебная дудочка» и др.
- настольно-печатные: парные картинки, лото, игры – вкладыши, классификация картинок по общему признаку, составление разрезных картинок и кубиков.
- словесные игры : «Отгадай-ка», «Похож – не похож», «Назови одним словом», «Кто как разговаривает», «Назови части тела», пальчиковые игры, сопровождаемые речью и др. Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребята учатся различать цвет, форму, величину предметов. Ощупывая предметы, они узнают, что предметы могут быть: твердыми, мягкими, тяжелыми, легкими, гладкими, шершавыми, пушистыми и т. д. При действиях ребенка с предметами, они могут издавать различные звуки: стук, звон, шум. Различна и окраска предметов – дети чувственно воспринимают различные цвета.
Дидактические игры являются также методом обучения детей сюжетно – ролевым играм: умению взять на себя определенную роль, выполнить правила игры, развернуть ее сюжет.
Самостоятельная игра детей является одним из важнейших путей воспитания ребенка. В самостоятельной игре ребенок совершенствует то, чему мы его научили. В них инициатива в выборе игрушек, содержания игры зависит от самого ребенка, взрослый следит за игрой и по мере необходимости руководит ею.
По мере развития игровых умений у детей становятся более разнообразными игровые действия и способы употребления предметов. Ребята используют предметы – заместители; передают в игре поведение окружающих их людей. Заворачивают куклу в одеяло, купают, одевают, укладывают спать в кровать, кормят, катают в коляске, посещают магазины, аптеки, поликлиники, театры, библиотеки и т. д.
Самостоятельно строят из кубиков и кирпичиков различные постройки (дорожку, гараж, ворота, домик для зверушек и др., пытаются обыгрывать их.
Для развития здорового и физически развитого малыша особое значение имеют подвижные игры. Это хорошая профилактика плоскостопия, нарушений осанки и других заболеваний. С момента рождения ребенок стремится к движению. Дети познают мир, ползая, лазая, бегая и т. д. Подвижные игры можно проводить в любое время, только не перед сном. «Курочка и цыплята», «Воробушки и кот», «У медведя во бору», «Заинька», «Солнышко и дождик», «Волк и зайцы», «Охотники и утки», «Перебежки» и другие. Подобные игры хорошо включают в воображаемые ситуации.
Детям нравятся хороводные игры. С удовольствием играют в такие игры, как «Карусели», «Раздувайся пузырь», «Каравай». Атмосфера радости, веселья, смена простых движений и их направления, повторяющиеся слова стихотворений, приятные телесные ощущения – все это располагает детей к продолжению общения, обогащает их коммуникативный опыт.
Для разыгрывания различных сюжетов, театральных игр можно использовать костюмы и разные виды театра. (настольный, пальчиковый, на фланелеграфе, театр теней, куклы-перчатки и т. д).
Самым любимым занятием для ребят - работа в центре познавательно-экспериментальной деятельности, где проводятся игры, исследования, опыты с водой и песком и другими природными материалами.
Таким образом, уважаемые родители, игра – является средством самовыражения вашего ребенка, его потребностью, развитием его коммуникативных способностей. Но она должна умело направляться взрослым. Опираясь на возможности ребенка, не подавляя его инициативу. А наоборот всячески ее поддерживая, развивая творческие познавательные потребности. Поощряйте игровую инициативу ваших детей, подключайтесь к их игре, если он об этом просит, старайтесь играть увлеченно.