Екатерина Светлакова
Консультация для родителей «Роль игр в экологическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«РОЛЬ ИГР В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПРИРОДА-ВСЁ, ЧТО ВОКРУГ НАС,
НАСКОЛЬКО МОЖЕТ ВИДЕТЬ ГЛАЗ,
НО МЫ, НЕ ЗНАЮ ПОЧЕМУ,
НЕСПРАВЕДЛИВЫ К НЕЙ ПОД ЧАС.
ЛОМАЕМ ВЕТВИ, РУБИМ ЛЕС,
КИДАЕМ СТЕКЛА В РЕКУ,
А ЧТОБЫ ВСЕ ВОССТАНОВИТЬ
ВЕК НУЖЕН ЧЕЛОВЕКУ.
ЛЮДИ! БУДЬТЕ СПРАВЕДЛИВЫ!
НЕ ДЕЛАЙТЕ ПОСТУПКИ ЭТИ.
Публикация «Консультация для родителей „Роль игр в экологическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
ВЕДЬ ПОСЛЕ НАС ЗДЕСЬ БУДУТ ЖИТЬ
ЕЩЁ И НАШИ ДЕТИ!
В настоящее время все человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия является потребительское отношение людей к окружающей природе, их
экологическая неграмотность.
Экологическое воспитание дошкольников строится на понимании детьми зависимостей, существующих в природе, осознании влияния деятельности человека на природу. Важным содержательным элементом экологического воспитания в первые семь лет жизни ребенка является формирование понимания специфики живого организма, его самооценки и неповторимости. На основе представлений о взаимосвязях в природе, специфике живого у детей в первые семь лет могут быть заложены начальные формы правильного отношения к природе: интерес к ее познанию, действенная готовность оказать помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются. Налаживание контакта с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребенка, разнообразие приемов в работе педагога – ключ к правильной постановке экологического воспитания и получения нужного результата.
Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Надо стремиться, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.
Результатом экологического воспитания дошкольников является экологическая культура личности.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал:
«Детей нужно через красивое подводить к человечному.
В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой.
Надо, чтобы дети не просто видели, как деревья зимой покрываются белым покрывалом, как над золотыми колокольчиками хмеля летают пчелы, как наливаются яблоки и краснеют помидоры, - все это они должны пережить как радость, как полноту своей духовной жизни»
Формирование бережного, заботливого отношения к природе можно выработать не только в процессе занятий и наблюдений, но и посредством экологических игр. Игры способствуют накоплению чувственного опыта, творческому осваиванию приобретенных знаний. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о явлениях природы, растениях и животных, развивают свои умственные способности. Дидактические игры по праву считаются одним из эффективных способов обучения.
В таких играх могут использоваться натуральные предметы природы (деревья, цветы, овощи, фрукты, семена и др., картинки с изображением растений, птиц и животных, настольно-печатные игры и всевозможные игрушки.
Игры по экологическому образованию можно классифицировать так:
- Дидактические игры: предметные, настольно-печатные, словесные.
- Подвижные игры
- Творческие игры
- Интеллектуальные игры
Дидактические игры:
-Предметные игры-
Игры для ознакомления с овощами и фруктами: «Чудесный мешочек», «Найди, что назову», «Угадай, что в руке», «Разложи по корзинам», «Съедобное-несъедобное» и т. д.
Игры для ознакомления с комнатными растениями: «Что изменилось?», «Найди такой же», «Найди растение по названию», «Собери цветок» и т. д.
Игры по ознакомлению с деревьями: «Найди листок, какой покажу», «С какого дерева листочек?», «Кто быстрее найдет дерево» и т. д.
-Настольно-печатные игры - это игры типа лото, домино, парные картинки
И т. д. В этих играх уточняются и систематизируются, классифицируются представления детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.
«Мир животных», «Собери картинку», «Назови детеныша» и т. д.
-Словесные игры-
1гр. Игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений природы: п-р «Отгадай-ка»
2гр. Игры, которые используются для развития умения сравнивать, сопоставлять предметы природы, делать правильные умозаключения: н-р «Закончи предложение», «Так бывает или нет?»
3гр. Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы природы по различным признакам: н-р «Найди и назови лишнее», «Назови одним словом»
4гр. Игры, которые развивают сообразительность, внимание, выдержку, быстроту мышления: «Летает- не летает»
Подвижные игры:
«Гуси-лебеди», «У медведя во бору…», «Кот и мыши», «Лиса в курятнике», «Солнышко и дождик», «Мороз-красный нос» и т. д.
Творческие игры:
1)сюжетные игры с игрушками-аналогами, игры-путешествия.
2)игры с природным материалом (строительные игры с природным материалом - песок, глина, вода, камушки, шишки и т. д.
Интеллектуальные игры.
К ним можно отнести ребусы, кроссворды, эксперименты, викторины.
Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к
знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, они с радостью
откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость
развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут… учиться.
Игры экологического содержания способствуют повышению у детей уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника, развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания, нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.