Юлия Лялюшкина
Консультация для родителей «Режим дня»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Режим дня».
Что такое распорядок дня? Распорядок дня - это четкий распорядок жизни в течение дня, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный режим, соответствующий возрастным возможностям ребенка, укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное выполнение различных видов деятельности, предохраняет от переутомления. Любая деятельность - это реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлекторно. Это результат сложных процессов в коре головного мозга, сопровождающихся огромной потерей (растратой) нервной энергии и приводящих к переутомлению.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Режим дня. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Почему так важен распорядок дня? У ребенка, привыкшего к строгому распорядку, потребность в еде, сне и отдыхе возникает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмичными изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заранее настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она выполняется достаточно эффективно, без траты нервной энергии и не вызывает выраженной усталости. Нарушение режима негативно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно. Ребенок, который с раннего детства привык жить по режиму, охотно его выполняет. Ему и в голову не приходит, что он может отказаться ложиться спать, когда придет время. Если он лег спать в 9 часов вечера и крепко заснул не позднее, чем через полчаса, то утром его не нужно будить, он просыпается бодрым и жизнерадостной. У ребенка достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не нужно торопить его из-за его медлительности.
В течение дня они не тратят время на повторные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и заканчивается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Родители в полной мере используют вечерние часы для своих дел.
Почему так важно соблюдать режим дня дома? Выше уже было сказано, что если ритм повторяется изо дня в день в часы приема пищи, сна, прогулок и различных занятий, то это благотворно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. В дошкольных учреждениях режим соблюдается в полной мере. Но дома (как у детей, которые не посещают детские сады, так и у детей, которые их посещают) он соблюдается не всегда. Замечено, что отсутствие должного распорядка дня в выходные дни сказывается на состоянии ребенка в детском саду. В понедельник: наблюдается некоторая утомляемость, вялость (или, наоборот, повышенная возбудимость). Ребенок, как правило, днем спит гораздо больше, чем в другие дни. Поведение ребенка в детском саду, его настроение и успеваемость напрямую зависят от того, как организованы его занятия в семье в обычные дни, а также в выходные. В течение 4 дошкольных лет режим немного меняется. Суточное количество сна немного уменьшается, в основном за счет дневного сна. Но мы не должны забывать, что ребенку все равно требуется больше времени на сон, чем взрослому. Ребенку до 5 лет положено спать 12,5—12 часов в сутки, в 5-6 лет — 11,5—12 часов (из них около 10-11 часов ночью и 1,5—2,5 часа днем). Основными составляющими режима в дошкольном учреждении являются: сон, активный отдых (прогулки, непосредственная образовательная деятельность, игровая деятельность и досуг по собственному выбору (свободное время, прием пищи, личная гигиена. Содержание и продолжительность каждого из компонентов, а также их роль в определенные возрастные периоды естественным образом меняются, приобретая новые характерные черты и отличительные особенности самобытности. Распорядок дня считается правильным, если он обеспечивает достаточное количество времени для выполнения всех необходимых элементов жизнедеятельности и высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования, предотвращает развитие переутомления, повышает общую сопротивляемость организма.
Прежде всего, привычка соблюдать режим воспитывается в раннем детстве. Приучать детей к соблюдению распорядка дня необходимо с раннего возраста, когда легче всего выработать привычку к организованности и порядку, систематическому труду и полноценному отдыху с максимальным пребыванием на свежем воздухе. Делать это нужно постепенно, последовательно и ежедневно. У детей процессы внутреннего торможения еще относительно слабы и подвижность нервных процессов невысока. Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это приветствуется). Поэтому вам следует предупредить ребенка заранее, за 10-15 минут, о том, что вам скоро нужно ложиться спать. А когда это время наступит, настаивайте на том, чтобы ребенок не задерживался. Постепенному переходу от игр ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. К четырем годам ребенок может самостоятельно раздеваться и аккуратно складывать свою одежду. В последующие годы эти навыки совершенствуются.