Ольга Шатова
Консультация для родителей «Рекомендации по изготовлению сенсорного панно для детей своими руками»
▼ Скачать + Заказать документы
Вряд ли среди родителей найдутся те, кто ни разу не слышал о развиваю-щих стендах - панно. Безопасные, яркие, продуманные до мелочей они притягивают к себе внимание взрослых и даже вызывают восхищение.
Далеко не всегда есть возможность приобрести подобную панель для своей крохи. Причин здесь может быть несколько. Такие игры не относят-ся к разряду дешевых, да и места для их размещения в доме может ока-заться недостаточно. Это вовсе не означает, что ребенок будет лишен возможности иметь дома развивающие панели, а вот сделать их придется самостоятельно.
Публикация «Консультация для родителей „Рекомендации по изготовлению сенсорного панно для детей своими руками“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Общаясь со стендом ребенок познает мир, развивает мышление, моторику, учится концентрировать внимание, и все это происходит в увлекательной для крохи игровой форме.
Задавшись целью, смастерить панель самостоятельно не составит труда. Родители сами в праве решать, какую комплектацию выбрать. Главное по-добрать материалы, не способные вызвать аллергические реакции или нанести какую-либо травму крохе и надежно закрепить все детали. Мол-нии, шнурки, кнопки, крючки, липучки— далеко не полный перечень того, что может находиться на стенде.
Выбор материалов и комплектующих во многом зависит от возраста ребенка и его предпочтений. Подбирая комплектность важно позаботиться о том, чтобы ребенок даже случайно не смог причинить себе вред. Смотреть на предметы, ощущать их на ощупь, слушать, какие звуки они издают можно и нужно. А вот возможности отсоединить мелкие детали и попробовать их «на зуб» у ребенка быть не должно.
Чем ярче будет стенд, тем более интересным он станет для ребенка. В любом случае важно, чтобы к каждой закрепленной на нем вещи у крохи был свободный доступ.
Зачем нужно панно? Ответ прост. Панно позволяет решать задачи речевого и сенсорно-перцептивного развития детей : развитие восприятия пространственных свойств объектов (форма, величина, расположение); формирование представлений о количестве; знакомство с цветом; развитие общей и мелкой моторики, формирование различных операциональных умений; расширение и обогащения словарного запаса; развитие любозна-тельности; развитие тактильных ощущений. Играя с предметами, малыш развивает мелкую моторику. Проводит достаточное количество времени в самостоятельной игре. Дополнительный плюс таких досок – необходимость во время игры действовать при помощи пальчиков, открывая дверки, прикрепляя липучки, завязывая шнурки. Все перечисленные действия являются своеобразной пальчиковой гимнастикой, позволяющей развивать мелкую моторику.
Что ещё развивает панно? Многофункциональное сенсорное панно служит дидактическим пособием для обучения детей младшего дошкольного возраста застегиванию и расстегиванию пуговиц, замочков-молний, застежек-крючков, для закрепления знания основных цветов (красного, желтого, синего, зеленого, развития сенсорного (в том числе тактильного) восприятия, развития моторики, мышления, внимания. Кроме мелкой моторики панно развивают : усидчивость и терпение. Работа с игровыми элементами увлекает ребенка, требует от него концентрации на определенном действии. В условиях, когда чадо еще не может удерживать свое внимание долгое время, панно позволяет вырабатывать способность концентрироваться, сохранять внимание на действии.
Как сделать развивающий стенд – панно? Процесс создания начинается с определения вида изделия, которое вы хотите получить, и возраста ребенка. Детям с 6 месяцев до 1 года обычно предлагают мягкий вариант, на котором малыш может лежать или сидеть. После 1 года можно начинать изучение твердой доски, прикручивающейся к полу или стене. Размер подбирается исходя из площади, на которой будет располагаться развивающая доска или коврик. Можно сделать миниатюрную доску или большую. Все зависит от вашей фантазии и возможностей. В зависимости от вида будущей игрушки за основу можно взять: старую подушку или одеяло (мягкий вариант); доску или фанеру (твердый). Для небольших изделий подойдет толстый картон, оргалит или пластиковая доска. В зависимости от выбранного вида основы подбирают-ся предметы для размещения.
На этапе планирования нужно: определить размер необходимого изделия. Размер может быть самым разным, в зависимости от вида и предполагаемого места размещения в квартире. Если вы будете периодически доставать изделие и предлагать ребенку, то лучше, чтобы оно было не очень большим (50х50, для настенных вариантов ограничений не существует. С мобильным вариантом стоит сразу подумать над надежным креплением в определенном месте, чтобы малыш не мог уронить или сдвинуть развивающую доску; Нарисуйте приблизительную схему расположения игровых элементов. Для напольных вариантов учитывайте длину рук малыша, чтобы ему было удобно тянуться к разнообразным деталям, при этом не нужно было опираться на саму доску. Соберите или приобретите нужные игровые элементы. Пуговицы, бусинки, шнурочки можно купить в магазине для рукоделия. После сбора необходимых материалов расположите их по основе и отметьте места на которые будут закреплены элементы, оцените удобство пользования и гармоничность полученного эскиза; Если все готово, можно приступать к созданию развивающей доски или коврика.
Создание твердых вариантов панно. Подготовьте основу под буду-щее изделие. Если вы используете доску с необработанными краями, то их обязательно нужно отшлифовать и покрыть специальной лентой для бор-тиков. Не стоит предлагать для игр ребенку изделие, от которого могут появиться царапины или занозы! Если вы хотите сделать стенд более яр-ким, то после подготовки основы ее нужно раскрасить. На этом этапе предложите детям оказать вам помощь. Можно использовать акриловые, гуашь, пальчиковые краски. После высыхания доски для закрепления ри-сунка можно покрыть поверхность лаком и дать высохнуть. После полно-го высыхания основы разложите на ней все основные элементы. Их расположение зависит только от вашей фантазии. Это может быть домик с окошками, которые закрываются на засов, или хаотично расположенные элементы. Можно изначально разделить доску на зоны, разместив части по определенным группам для изучения определенных групп знаний. Основа готова к закреплению на ней деталей. Проверьте все элементы на прочность. При желании, добавьте различные наклейки и украшения; изделие готово, можно размещать на стене или на полу.
Правила безопасности при игре с панно. Сделав своему малышу развивающий стенд или доску, не забывайте о правилах безопасности. Предмет при использовании должен быть хорошо закреплен, чтобы малыш не мог его сдвинуть или уронить. Готовое изделие должно быть пол-ностью безопасно: все стороны зашлифованы, острые углы заделаны мяг-кой тканью или оббиты поролоном, саморезы не должны выступать, все детали крепко закреплены (проверьте несколько раз). Если вы используете съемные элементы, обязательно привяжите их к доске. Регулярно проверяйте все элементы на целостность, при необходимости заменяйте треснувшие или сломанные части. Создать развивающую доску или панно просто, главное иметь немного времени и желание. Ребенок с удовольствием будет изучать такие желанные предметы, а вы в это время сможете немного отдохнуть.
Использование сенсорного панно в совместной и самостоятельной дея-тельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.