Наталья Борисова
Консультация для родителей «Речевое развитие ребёнка в норме»
▼ Скачать
Речевое развитие ребёнка в норме
Прежде чем говорить о речевом развитие ребёнка, хотелось бы отметить, что наша речь развивается не только в зависимости от умственных и психических свойств ребёнка, но и от того в какой семейной среде находится ребёнок. Поэтому у каждого ребёнка этот процесс проходит индивидуально. Хорошее здоровье ребенка и благоприятная речевая среда способствует формированию высокоразвитой речи.
Публикация «Консультация для родителей „Речевое развитие ребёнка в норме“» размещена в разделах
И так…
РЕЧЬ РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ В НОРМЕ
Обладает словарным запасом около 3000 слов
Знает свой адрес
Пользуется предложениями из 5-6 слов.
Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.
Умеет пересказать.
Правильно произносит практически все звуки.
Определяет право-лево у себя, но не у других.
Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый - мягкий)
Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.
Считает до 10. Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.
Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи у некоторых детей могут быть дефекты в строении речевых органов, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата или недоразвитие фонематических процессов, которые отвечают за узнавание, различение звуков родного языка. Этот период считается самым своевременным для начала занятий с логопедом.
Что помогает формировать правильную речь: артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, мелкая моторика рук.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты и, когда с ними начнёт заниматься логопед, их мышцы будут уже подготовлены.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки за-креплялись.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Артикуляционная гимнастика
1. Улыбочка
2. Заборчик
3. Ротик открываем
4. Ротик закрываем
5. «Часики» тик-так
6. «Вкусное варенье»
7. «Лошадка»
8. «Грибок»
9. «Гармошка»
Дыхательная гимнастика
Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.
1. «Чайник кипит» «С-С-С-С-С-С-С-С»;
2. «К нам в окно влетела пчела»;
• Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох, выдох через плотно сжатые зубы со звуком «з-з-з».
3. «ЖУК ЖУЖЖИТ: Ж-Ж-Ж-Ж!»
4. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши,
• «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух. Можно использовать стихи:
Надуваем быстро шарик, он становиться большой.
Шарик лопнул, воздух вышел. Стал он тонкий и худой!
Речь на кончиках пальцев
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.
Первой формой общения первобытных людей были жесты. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь. Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.
Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. В настоящее время учеными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова) и совершенствование речи непосредственно зависит от степени тренировки рук.
Определение уровня развития тонкой моторики рук
Дети старше трех лет:
- «Колечко» - соединить указательный и большой пальцы на одной руке,
- «Гусь» - указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец соединить с большим пальцем, изображая голову гуся;
- «Кошечка» - две ладони одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальцы и прижать ладони к столу,
- «Зайчик» - указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем,
Результаты теста
Как развивать мелкую моторику
Средства развития мелкой моторики
Игры с конструктором, мозаикой
Шнуровки
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Пальчиковую гимнастику необходимо выполнять регулярно, по несколько минут в день и тогда она будет эффективной.
Игры и упражнения с пальчикам не только стимулируют речевое развитие, но и развивают память, внимание, воображение, готовят руку ребёнка к овладению письмом.