Светлана Перелыгина
Опыт работы «Речевое развитие детей старшего возраста в условиях группы кратковременного пребывания»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель работы воспитателя группы кратковременного воспитания : адаптировать детей ранее не посещающих детский сад к жизни в коллективе, научить общаться со сверстниками и взрослыми. В достижении этой цели большая роль от водится совместной работе со специалистами : логопед и педагог-психолог оказывают консультативную помощь и проводят индивидуальные и групповые занятия, музыкальный руководитель занимается с детьми в составе основной группы, педагог дополнительного образования предлагает для разучивания сценарии сказок, небольших сценок.
Публикация «Опыт работы „Речевое развитие детей старшего возраста в условиях группы кратковременного пребывания“» размещена в разделах
- ГКП. Группы кратковременного пребывания
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Речевое развитие моих воспитанников одна из основных задач. Для достижения этой цели в группе создана развивающая речевая среда : оформлены дидактические игры и пособия по развитию речи детей, подобран игровой материал с наглядными играми, чтением художественной литературы, имеются картотеки с речевыми пальчиковыми играми, артикуляционной гимнастикой. Также в группе имеется оборудование для театрализованной деятельности: фланелеграф, различные виды театров (кукольный, пальчиковый, настольный). Для развития мелкой моторики предлагаю конструкторы, пазлы. Так же детям доступны учебно-методический комплект игр Воскобовича В. В., ноутбук, музыкальный центр и прочие ТО, имеющиеся в ДОУ.
Дети нашей группы умеют пользоваться разнообразными вежливыми формами речи, совместно с взрослым составляют рассказы по картинам или игрушкам. Наибольшее затруднение вызывает описание предметов, картинок называя признаки, качества, высказывание своей собственной оценки. Исходя из этого строю образовательный процесс. Применяю такие методы и приемы: игры, беседы, чтение и заучивание текстов художественной литературы, рассматривание иллюстраций, составление рассказов по картинкам, метод проектов. Реализую совместный проект с детской библиотекой «Вместе с книгой мы растем», который предполагает чтение в группе, чтение дома, знакомство с авторами, драматизация произведений, заучивание наизусть. Для реализации проекта создан «Портфель сказок и рассказов для маленьких читателей и их родителей», разработанный Нижнесаянтуйской сельской библиотекой по заказу ДОУ «Колосок». Наш портфель передается из семьи в семью.
Вместе с ребятами была придумана, написана и нарисована книга «Сочиняем сказку», которая стала настольной для нашей группы и постоянно пополняется.
Работу по развитию речи планирую в системе, дети слышат правильную речь взрослых - педагога, аудио- и видеозаписи, регулярно читаю вслух, четко и правильно произнося все звуки в словах, проговариваю с детьми рифмы, стихотворения, заучиваю скороговорки и чистоговорки, организую речевые игры, обращаю внимание детей на звуки в словах.. На занятиях использую проблемные ситуации, задаю детям вопросы различной степени сложности. Стараюсь не забывать о том, что наша речь является примером для детей, необходимо точно, грамотно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приемов. Слежу за эмоциональностью и интонационной выразительностью своей речи. Побуждаю детей давать ответы полными предложениями, задействую малоактивных детей.
Я в течении дня называю предметы и комментирую ситуации, возникающие в повседневной деятельности детей и в ходе различных образовательных ситуаций, использую развернутые предложения для описания и обсуждения повседневных ситуаций, расширяя активный бытовой словарь ребенка. При введении новых слов и понятий, опираюсь на текущий словарный запас ребенка, уточняю понимание сложных слов, отвлеченных понятий, выражений с переносным смыслом., всегда отвечаю на все «Почему?» детей.
В ходе образовательной деятельности сочетаю различные формы работы : со всей группой и использую индивидуально-дифференцированный подход. Для того, чтобы воспитанники не только слышали, но и понимали речь друг друга предлагаю сочинять рассказы, небылицы, сказки. Применяю такой метод, как зарисовывание стихов. Дети, слушая стихотворный текст, иллюстрируют его.
Так же проводятся интегрированные занятия, включающие в себя разделы развитие речи, обучение грамоте, ознакомление с художественной литературой. На занятиях систематически планируется работа, направленная на решение задач по воспитанию звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, связной речи, обогащение словаря, воспитание интереса к художественному слову. Решение задач по речевому развитию прослеживается при планировании воспитательно-образовательной работы вне занятий - беседы с детьми на различную тематику, наблюдения за явлениями природы, рассматривание предметов.
Считаю, что созданные условия позволяют развивать речь дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Планирую на перспективу :
1. уделять большое внимание загадыванию, придумыванию загадок, сказок.
2. побуждать малоактивных детей к высказываниям.
3. применять мультимедийные презентации, вместе с детьми придумывать свои мультфильмы.
4. принимать участие в конкурсах различного уровня.