Ирина Горбунова
Консультация для родителей «Ребенок и сверстники»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Ребенок и сверстники»
Первую школу человеческого общения ребенок проходит в семье. Там он приобретает первоначальный опыт отношений с близкими людьми, основанных на гуманных чувствах, усваивает азы нравственности, обогащает интеллект.
Публикация «Консультация для родителей „Ребенок и сверстники“» размещена в разделах
Однако для полноценной социализации личности растущему человеку необходимы сверстники, с которыми бы он мог взаимодействовать как внутри семьи, так и за ее пределами. Детское общество — одно из не-обходимых условий всестороннего развития ребенка. Черты нового человека — коллективизм, основы правильного отношения к трудовым обязанностям, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки обще-ственного поведения — легче формируются в результате взаимодействия с другими детьми.
В решении этих задач воспитания трудно переоценить роль детского дошкольного учреждения. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» говорится: «Благоприятным условием воспитания в детском саду является общество сверстников, возможность общения детей друг с другом, совместные игры и занятия. Используя это, воспитатель развивает социальные чувства детей, их коллективные взаимоотношения.»
Особую значимость приобретает общение со сверстниками для тех детей, которые растут единственными в семье. Ведь даже самый маленький ребенок тянется к детям, ибо это естественная его потребность. В общении со сверстниками он получает богатейшую возможность приобретать опыт, созвучный его стремлениям и интересам.
Нельзя не учитывать, что ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, в том числе и в тех, которые возникают в результате сотрудничества самих детей. Любая деятельность — игра, занятия, труд, развлечения — наполняются для него особым содержанием при условии, что у него есть партнер, разделяющий его начинания и замыслы. И здесь ценно то, что дети самостоятельно решают, во что и как играть, чем заниматься, планируют ход действий, прикидывают, как поступить в спорных случаях — отнять или попросить, поделиться или единолично владеть «сокровищем», пожаловаться на товарища или попытаться договориться. А постоянно меняющиеся ситуации, возникающие в процессе совместного взаимодействия детей, требуют от них обоюдной и оперативной согласованности.
С умения ребенка строить отношения со сверстниками начинается его подготовка к жизни среди людей — сначала в обществе детей в детском саду и в школе, а затем в студенческом и производственном коллективах. И это очень важно; ведь сегодняшним нашим малышам предстоит жить в современном обществе, где их социальная ценность будет определяться, в первую очередь, умением быть в коллективном строю.
. Ребенок пришел в детский сад. Уже само по себе для него это событие, которое меняет его образ жизни, ставит перед необходимостью искать контакты с новыми людьми — взрослыми и детьми. В детском саду он получает много преимуществ, отвечающих его естественному стремлению быть большим, самостоятельным. Ребенок находится в обстановке, максимально отвечающей его интересам и потребностям. Если дома он был лишен общества сверстников, то здесь находится среди таких же, как он сам. Из самого младшего члена семейного коллектива он становится одним из равных его членов.
И хотя первые дни пребывания среди сверстников некоторые дети чувствуют себя одиноко (нет рядом мамы, папы, бабушки, а дети и воспитатель пока еще «чужие», они, спустя некоторое время, начинают чувствовать себя уверенно и спокойно. Этому содействуют содержательная жизнь и четкий распорядок дня, множество увлекательных игр и игрушек, интересные занятия и экскурсии, игровые уголки и маленькая по росту мебель — в общем, все то, что не всегда бывает дома и что создает ощущение приятной новизны. И конечно, изобретательный, чуткий воспитатель с первого дня пребывания ребенка в группе старается ввести его в коллектив сверстников, дав почувствовать все преимущества новой жизни.
Но дети по-разному проявляют себя, переступая порог детского сада. Одни контактны и общительны, чувствуют себя среди сверстников спокойно и естественно, довольно быстро осваиваются с новой об-становкой и находят свое место в детском обществе. Другие с трудом расстаются с близкими, скучают по дому, отказываются от игр с детьми, тяжело входят в контакт с воспитателем. Третьи отличаются неорга-низованностью, архаичностью поведения, неумением подчиняться общему распорядку жизни. Четвертые бойки и шустры, в общении со сверстниками раскованны, но одновременно проявляют агрессивность, стремление отнимать, повелевать. Все они очень разные, их поведение несет на себе отпечаток семейного воспитания. И все они — тихие и шумные, робкие и бойкие, замкнутые и коммуникабельные — нуждаются в теплом, внимательном отношении педагога.
Детям необходимы общения со сверстниками.