Алексеева Марина Васильевна
Консультация для родителей «Ребенку два года: советы нейропсихолога»
▼ Скачать
«Ребенку два года : советы нейропсихолога».
Когда ребенку исполняется два года, наступает важный период в жизни семьи. Ваш малыш стал «взрослым», у него появилось свое мнение, он уже многое умеет и очень любознателен, т. е. активно стремится к познанию окружающего мира. А это требует большого терпения и внимания родителей.
Публикация «Консультация для родителей „Ребенку два года: советы нейропсихолога“» размещена в разделах
Как правило, в этот период, следуя за активностью ребенка, родители начинают усиленно развивать его познавательные навыки (логическое мышление, память, речь, посещая различные развивающие занятия или проводя занятия дома. Однако надо помнить: всему свое время и важно не перестараться, а то верной окажется пословица «Поспешишь — людей насмешишь». Например, малыш уже знает многие буквы, а есть самостоятельно ложкой или одеваться не умеет. Ребенок развивается поэтапно, и каждый период в развитии очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые он может приобрести в том или ином возрасте. Также следует отметить, что нормы развития относятся к большинству детей, но не ко всем, ведь развитие каждого ребенка индивидуально и зависит от многих факторов. Поэтому, уважаемые родители, не переживайте, если в данный момент ваш малыш чего-то не умеет, ведь только с помощью взрослых, т. е. вас, он учится.
Моторное развитие включает в себя оценку двигательных навыков. В этом возрасте на первый план выступают координация и согласованность движений ребенка, т. е. чем лучше малыш может контролировать и управлять своим телом, тем проще ему познавать окружающий мир и осваивать новые виды деятельности.
К двум годам ребенок :
• умеет ходить, бегать (хорошо ходит во всех направлениях, по неровной дорожке, перешагивает через канавки, взбирается на бугорки);
• умеет подниматься и спускаться по лестнице, касаясь каждой ступеньки одной ногой;
• умеет прыгать (подпрыгивает вверх, прыгает через обруч или лежащее на земле препятствие);
• может ударить по мячу ногой, бросить его в определенном направлении (например, другому участнику игры или в цель, ловить мяч двумя руками;
• способен сохранять равновесие на перекладине;
• может кататься на трехколесном велосипеде;
• умеет рисовать вертикальную линию;
• может построить башню или дом из 4–6 кубиков;
• умеет резать бумагу, держа ножницы одной рукой;
• самостоятельно выполняет двигательные действия с предметами на колесиках (каталки, машины и пр.).
Основная задача на данном этапе — продолжать предоставлять ребенку свободу для тренировки координации движений и развития ловкости. Более пристальное внимание следует обратить на развитие мелкой моторики. Это связано с тем, что в данном возрасте существует прямая взаимосвязь между развитием мелких движений рук и развитием речи. Иначе говоря, развивая мелкую моторику ребенка, вы тем самым способствуете развитию его речи.
В два года можно предложить следующие игры и задания.
• Учиться бросать и ловить мяч, бросать его об стенку.
• Изображать движения животных по показу мамы (прыгать, как зайка, махать руками, как птичка, громко топать, как слон, ползать, как удав и т. д.).
• Передвигаться по комнате, не задевая разбросанные на полу предметы (например, подушки, постепенно увеличивая темп и количество предметов (по типу лабиринта).
• Переносить крупногабаритные, но не тяжелые вещи (например, детский стульчик, легкую коробку с игрушками).
• Ходить по начерченной на полу извилистой линии (или полоске бумаги) — развивать координацию.
• Игра «Поймай солнечного зайчика». Играть с солнечным зайчиком, который пускает мама.
• Коллективные подвижные игры: водить хоровод, бегать паровозиком друг за другом (дети держатся друг за друга, игры в «догонялки», в волка и зайчат и т. п.
• Лазать по спортивным стенкам дома, на детских площадках.
• Рисовать (пальчиковыми красками, мелками, карандашами).
• Лепить, делать аппликации.
• Играть с рамками-вкладышами.
• Учиться расстегивать пуговицы, молнию, кнопки (если есть интерес и получается — то и застегивать их).
• Снимать носки, шапку, перчатки, учиться снимать и надевать другую одежду.
• Пересыпать / переливать крупу / воду в разные сосуды, учиться пользоваться для пересыпания / переливания воронкой, кувшинчиком, чайничком от детской посуды, лейкой.
• Играть с мозаикой, Лего, другими конструкторами.
По-прежнему актуальны для развития мелкой моторики различные пирамидки, рамки-вкладыши, сортеры и многие другие игры — все зависит от вашей фантазии и возможностей.
Познавательное развитие рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия). В этом возрасте ведущим психическим процессом служит речь, которая в значительной мере влияет на интеллектуальное развитие ребенка в целом. Вспомните, как ваш малыш интересуется названиями тех или иных предметов, пытается повторять за вами различные слова и действия — так он познает окружающий мир и его особенности. Психологи называют период от полутора до трех лет сензитивным, т. е. чувствительным для активного развития речи. В этом возрасте мозговые структуры, ответственные за речь, оказываются наиболее восприимчивыми к влиянию среды, способствующей усвоению родного языка.
В два года малыш, как правило, может:
• различать контрастные по форме, цвету и величине предметы;
• ориентироваться в 4— 5 цветах, оттенках и называть некоторые из них;
• различать 4–6 геометрических форм и называть по просьбе некоторые из них;
• собирать детскую пирамидку, состоящую из 4–8 колец и четырехсоставную матрешку;
• подбирать плоскостные геометрические фигуры к объемным формам и наоборот;
• складывать разрезную картинку из 2–3 частей (разрезы по горизонтали и вертикали);
• находить предмет по признаку (мягкий, твердый);
• складывать несложный узор из мозаики;
• понимать слова, обозначающие количество объектов например, «два», «три» и т. д. и соотносить число с реальными объектами;
• свободно ориентироваться в знакомом помещении;
• быть опрятным и придерживаться правил личной гигиены (чистит зубы, моет руки и т. п.);
• замечать изменения в погоде и называть их;
• активно включаться в уборку квартиры, ухаживать за животными и растениями;
• узнавать персонажей по звукоподражаниям, например, «му-му», «гав-гав» и т. д. ;
• правильно произносить все звуки речи (могут быть исключения в произнесении шипящих и свистящих звуков, а также звуков [р] и [л]);
• называть предметы, действия, качества;
• использовать все части речи (кроме причастия и деепричастия);
• рассказывать сказки, стихи, небольшие истории о событиях из своей жизни, животных и т. д. ;
• повторять слова и фразы за взрослым;
• запоминать слова песенок, танцевальные движения;
• понимать, что нарисовано на картинке или иллюстрации, и искать по просьбе реальный предмет;
• создавать простейшие рисунки (различные линии, расположенные в одном или нескольких направлениях).
В целом, в этом возрасте важно много разговаривать с ребенком, рассказывая и показывая различные свойства предметов, поскольку только при помощи взрослого ребенок может освоить вышеперечисленные навыки. Однако следует помнить, что ведущей деятельностью маленького ребенка является игра, поэтому все развивающие занятия должны проходить в свободной игровой форме.
Понаблюдайте, что интересно вашему малышу сейчас: хочет он порисовать или поиграть в машинки, куклы и, следуя его интересам, включайтесь в игру, например, покажите ему красный кубик и предложите построить башню только из красных кубиков и т. д.
Также ребенку можно предложить следующие игры и задания:
• Складывать элементарные пазлы или разрезные картинки из 2–4 деталей (это умение развивается постепенно и становится более развитым ближе к трем годам, на первых порах мама помогает ребенку).
• Учиться сопоставлять — играть в игры «Кто что ест?», «Где чей домик?», «Где чей хвостик?» (с карточками или на картинках в книгах и пособиях).
• Играть в загадки — мама описывает в самой простой форме предмет или животное, ребенок угадывает его по описанию ( например: «Маленький, пушистенький, с длинными белыми ушками, вот так прыгает и ест морковку. Кто это?»; «Кто говорит: „Му-му“ и дает молоко?» и т. п.).
• Складывать друг в друга несколько матрешек, стаканчиков.
• Строить башенку из кубиков, стаканчиков.
• Учиться классифицировать предметы по общему признаку ( например: перед ребенком раскладываются карточки с изображением игрушек, еды, животных). Малышу предлагают разложить их на соответствующие группы (например, игрушки в коробку, еду в «холодильник», животных в «домик»). На первых порах ребенок учится раскладывать предметы с активной помощью мамы. Чтобы обучение прошло успешно, лучше долго играть с одним и тем же набором предметов (например, для начала долго сортировать карточки только игрушек и еды).
• Игры с простым конструктором, другими подходящими предметами (игрушками, макаронами, пуговицами, бусинами и т. п.) по типу: найди предметы, фигуры такой же формы; найди предметы, фигуры такого же цвета; найди предметы, фигуры такого же размера; найди такие же фигуры но величине, толщине и другим признакам.
• Играть в «найди» — взрослый просит ребенка найти какой- либо объект в комнате («Найди, где лежит твой мишка, где находится красный кубик», на улице (смотрим через окно — «Найди, где гуляет собачка? Найди красную машину!», поиск на картинке в книжке и т. п. Играть можно всегда и везде.
• Играть с ребенком в прятки (прятаться так, чтобы малыш легко находил, подсказывать ребенку, подзывая его голосом).
• Искать, что пропало. Ребенок запоминает картинки (игрушки, разложенные на столе, и отгадывает, какую картинку спрятала мама. Запоминание предметов проводится в игровой форме — взрослый рассказывает сказку о предметах, которые разложены на столе; слушая, ребенок успевает хорошо запомнить ее героев. После этого мама забирает одного из них и спрашивает: «Кто пропал?».
• Сказать, что появилось. Игра проводится по тому же принципу, что и предыдущая, но не прячут предмет, а добавляют. Нужно определить, какую игрушку добавила мама.
• Вспоминать вместе с мамой, что ребенок делал вчера, утром, какое-то время назад, какие события происходили на улице (кто сегодня гулял из друзей, какие у них были игрушки и т. п).
Социальное развитие включает в себя умения и навыки ребенка общаться с другими людьми (взрослыми, сверстниками). В два года социальные контакты малыша обогащаются на основе продолжающегося познавательного развития и ознакомления с окружающим.
Итак, к двум годам ребенок :
• проявляет потребность в доброжелательном внимании взрослого и общении с ним (малыш никуда не хочет отпускать маму, ждет ее одобрения и внимания);
• ожидает от взрослого общения по поводу действий с предметами, осуществления игровых замыслов, раскрытия новых свойств знакомых предметов и экспериментирования с ними;
• выражает свою волю в ситуациях «хочу» или «не хочу», но легко откликается на уговоры взрослого проявить немного терпения, уступить в чем-то, т. е. найти компромисс;
• во многих игровых ситуациях проявляет не только собственную инициативу, но и готовность следовать за взрослым, подчиняться его требованиям;
• начинает проявлять некоторую сдержанность, умение немного подождать, т. е. некоторую способность к элементарной самостоятельности и самоорганизации;
• может вступать в непродолжительный контакт со сверстниками (наблюдает за действиями других детей, пытается им подражать, может поделиться игрушкой);
• узнает себя, знакомых взрослых и детей на фотографии, запоминает их имена (мама Маша, баба Лена и др.);
• знает свое имя, может называть себя сам. Например, на вопрос: «Кто это сделал?» может ответить в третьем лице: «Маша сделала»;
• начинает понимать свою половую принадлежность: мальчик или девочка.
В этом возрасте важно:
• обращать внимание ребенка на других детей, пробуждать интерес и симпатию к другим детям («Смотри, какая девочка! Давай с ней познакомимся! Как тебя зовут?»);
• знакомиться на площадке со сверстниками, побуждать к совместным играм — вместе качаться на качелях, играть в песочнице и т. п. В этом возрасте дети не смогут играть вместе самостоятельно, для этого им должен помогать взрослый;
• учить меняться игрушками, уважать собственность другого, уважать свое право играть со своей игрушкой;
• учить жалеть другого и сопереживать его горю (пожалеть мальчика, который упал и плачет и т. п.).
Таким образом, к двум годам малыш многое умеет и начинает проявлять самостоятельность, но еще очень привязан к родителям, следовательно, для гармоничного развития ему необходимы внимание, одобрение и забота родителей даже в процессе обучения. Поэтому в процессе развития, обучения и воспитания ребенка важно придерживаться следующих принципов:
• замечать даже самые маленькие достижения «юного исследователя» и искренне хвалить за них;
• проводить развивающие занятия в игровой форме, поскольку ведущей деятельностью в этом возрасте является игра;
• игрушек должно быть достаточно, но не много — главное не количество, а качество игры. В этом возрасте для малыша главное, чтобы родитель играл вместе с ним. Поэтому даже если у него будет всего три игрушки, но родители играют и разговаривают с ним, процесс развития будет идти значительно быстрее по сравнению с ситуацией, когда у ребенка вся комната завалена игрушками, но он играет с ними один. К тому же большое количество игрушек провоцирует проблему выбора и затрудняет сосредоточенность ребенка во время занятия (будет отвлекаться);
• при выборе игр и игрушек для занятия исходить из интересов ребенка в этот момент. Например, если ему интересны машинки, можно взять разных цветов, размеров и на этом материале, например, изучать цвета, формы, назначение (грузовая, легковая, транспорт). Игрушки, игры, книжки должны быть яркими, чтобы привлекать внимание ребенка, и располагаться в доступном для него месте;
• заниматься развитием, когда хочет и может ребенок, и, главное, — как он хочет. Любой навык (память, мышление, речь и т. д.) можно развивать множеством способов и всегда есть то, что интересно малышу сейчас (например, если он сейчас не хочет рисовать, можно заменить это занятие лепкой, конструированием что также развивает мелкую моторику, восприятие, речь);
• не равняться на сверстников: у каждого свои способности и возможности, и даже если ваш малыш что-то не умеет сейчас, как большинство сверстников, — ничего страшного, ведь он умеет что-то другое, а этому научится чуть позже. Помните: темп развития каждого ребенка индивидуален;
• развивать любой навык от простого к сложному. Например, обучение различению цветов можно разделить на следующие этапы: а) изучение одного цвета на предметном материале (например, кубиках — найди такого же цвета, как у меня) при выборе сначала из двух цветов, затем из трех и т. д. ; б) изучение этого же цвета на картинках по аналогии с предыдущим этапом; в) обозначение цвета: «Какого цвета этот кубик?».
И только потом приступаем к изучению другого цвета и т. д.
Итак, в два года ребенок развивается везде и всегда, можно даже сказать круглосуточно, поэтому очень многое зависит от вашей фантазии и желания уделять время, и тогда все у вашего малыша будет получаться.