Вера Попова
Консультация для родителей «Ребёнок в алкогольной семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Употребление спиртных напитков не только мужчинами, но и женщинами приводит к рождению детей с различными отклонениями в психическом и физическом развитии (задержка роста, характерная лицевая аномалия, мозговая дисфункция и др.)
В современной России появился и так называемый пивной алкоголизм. При этом употребление слабоалкогольных напитков, популярных в молодёжной среде, приводит к заболеванию алкоголизмом точно так же, как и при употреблении крепких спиртных напитков. По данным социологов в результате агрессивной рекламы пик массового употребления пива в России сместился с возрастной группы 16-18 лет на 13-15 лет, что сильно влияет на психическое и физическое здоровье подрастающего поколения и их будущую способность к полноценному деторождению.
Публикация «Консультация для родителей „Ребёнок в алкогольной семье“» размещена в разделах
При этом в средствах массовой информации всё активнее пропагандируются различные мифы. Например, миф о том, что алкоголизм является национальной чертой российского народа или что малые дозы алкоголя не приносят вреда будущим мамам. Однако практика это опровергает.
В дохристианской Руси были известны только малоалкогольные напитки, такие, как брага, медовуха или сурица
(настой целебных трав на ключевой воде с медом крепостью 2 -3 С). При этом в Древней Руси существовала годичная норма употребления хмельных напитков. Так, в дни празднования осеннего и весеннего равноденствия мужчинам, достигши 32 лет и выполнившим свой долг перед родом, то есть имеющим не менее 9 здоровых детей, разрешалось торжественно испить одну чарку сурицы, пива или браги Мужчинам в возрасте 48 лет и имеющим не менее 16 здоровых детей, разрешалось выпить две чарки. Женщины даже подумать об этом не могли.
Крепкие алкогольные напитки были завезены в Россию генуэзскими купцами из Византии XV веке, но долгое время не пользовались популярностью. Употребление спиртного в России увеличивается при правлении Петра Первого. Не запрещая пьянство как явление, царь вместе с этим боролся с этой привычкой достаточно жё стким методом: «награждал» пьяниц чугунной, тяжёлой медалью «За пьянство», которую крепили на шее и снимали, когда человек переставал пить. Массовое открытие кабаков в городах и станицах началось при Екатерине Второй. На это нововведение народ отвечал бунтами, которые были жестоко подавлены. На вопрос княгини Дашковой «зачем Вы спаиваете русский народ?» императрица отвечала: «Пьяным народом править легче!».
В XIX веке известный психиатр Б. А. Морель провёл наблюдение за четырьмя поколениями одной семьи, больными хроническим алкоголизмом, и пришёл к заключению, что эта патология способствует вырождению. В первом поколении он обнаружил нравственную испорченность, приверженность к спиртному, во втором – обычное пьянство, в третьем – умственную отсталость, идиотизм, бесплодие и другие аномалии. Таким образом, был сделан вывод: алкоголизм – болезнь семейная.
В XX веке учёные установили генетическую предрасположенность к алкоголизму. Так, однояйцовые близнецы – дети алкоголиков – в большинстве случаев становятся алкоголиками независимо от того, в какой семье они воспитывались : благополучной или неблагополучной.
Особо опасен алкоголь при беременности; наиболее опасный период – в первые восемь недель, когда закладываются основа нервной системы и органы будущего человека. Не менее опасно для ребёнка грудное вскармливание матерью, употребляющей спиртные напитки. Алкоголь, поступая через молоко, разрушает мозг с младенческого возраста.
В середине 50-х годов XX века в головном мозге человека были открыты ЦЕНТРЫ УДОВОЛЬСТВИЯ, стимуляция которых вызывает эйфорию. По данным американского нейрофизиолога Джеймса Олдса в обычных условиях подобные ощущения подкрепляют адаптивное поведение и облегчает перенесение невыносимой боли, например в случае травмы. У детей алкоголиков эти центры не получают достаточной активации в повседневной жизни. С рождения у них наблюдается СИНДРОМ ДЕФИЦИТА УДОВОЛЬСТВИЯ. Дети с этим синдромом постоянно испытывают скуку, источником острых ощущений для них становятся гиперактивность, непослушание, лживость и агрессивность.
Исследования Е. М. Масюковой показали: даже если ребёнок из алкогольной семьи не имеет явно выраженных соматических нарушений, у него наблюдается отставание в интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной и поведенческой сферах. Так, игры детей 2-4 лет однообразны и примитивны. Из игрушек они предпочитают шумящие, свистящие, гремящие. Во время игры у них часто меняется настроение: оживление переходит в плач и крик. Дети не проявляют никакого интереса к книгам. Они не могут сфокусировать своё внимание даже на ярких картинках и отвлекаются на любые раздражители. В тоже время нередко проявляют инертность психических процессов.
Навыки опрятности, самообслуживания не были сформированы ни у одного ребёнка в возрасте от 1 года до 4 лет. Многие стремились получить пищу из бутылочки с соской, часто грызли пустышку, игрушки. При утомлении их движения были стереотипны: раскачивания из стороны в сторону, перекатывание с боку на бок и т. п. Наблюдаются отклонения и в поведенческой сфере. Такие дети отстаивают свою точку зрения криком, плачем, агрессивным поведением или наоборот, чрезмерной ласковостью, прилипчивостью, излишней ненормальной привязанностью. В результате с 4-8 лет у ребёнка начинает формироваться социальная дезадаптация. Чрезмерная импульсивность, эффективная взрывчатость не позволяют детям завоевать симпатии сверстников и занять устойчивую позицию в коллективе. Наряду с активными реакциями протеста поведение ребёнка может характеризоваться пассивными реакциями избегания: он боится родителей, воспитателей и учителей, избегает общения со сверстниками и взрослыми, иногда даже уходит из дома. На этом фоне у ребёнка возникают различные невротические расстройства: нарушение сна, энурез, страхи, заикание и др. Наиболее сильным проявлением пассивного протеста является попытка самоубийства, в основе которой лежит глубокое чувство обиды, желание отомстить или напугать.
Ребёнок из алкогольной семьи всё время начеку : в каком состоянии придёт отец домой, как будет реагировать мама, будут ли они опять ругаться? Он становиться заложником семейной ситуации. Чувство страха, тревоги и вины – его постоянные спутники. При этом ребёнок, прекрасно оценивая эмоциональные реакции других людей, научается скрывать свои собственные эмоции и чувства. Неосознанно принимая на себя определённую роль, он таким образом психологически защищается.