Ирина Игинова
Консультация для родителей «Развиваем речевое дыхание ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дыхание – основа жизни.
Правильное дыхание – основа здоровья и долголетия»
К. С. Станиславский
Всем нам хорошо известно, что речь является одной из важнейших функций человека. У детей дошкольного возраста речевое дыхание несовершенно, а у детей, имеющих ослабленный вдох и неправильный речевой выдох, как правило, грубо нарушено звукопроизношение.
Публикация «Консультация для родителей „Развиваем речевое дыхание ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Темочки
Дети не умеют рационально использовать вдох и выдох, что отрицательно влияет на развитие речи детей. Как показывает опыт, и вы сами это замечаете, что дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе, или на остаточном выдохе. Бывают случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Конечно, всё это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построению плавного слитного речевого высказывания.
Ведь качество речи её громкость плавность во многом зависит от речевого дыхания.
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Сегодня я хочу рассказать вам, что такое речевое дыхание и зачем нужно его развивать. Различают речевое и неречевое дыхание. Неречевое, или дыхание физиологическое, осуществляется в автоматическом режиме. Вдох равен выдоху и происходит через нос. Речевое дыхание произвольно, оно позволяет рациональнее расходовать выдыхаемый воздух. За коротким энергичным вдохом идёт пауза, за ней продолжительный выдох - источник образования звуков. Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Правильному речевому дыханию детей вполне можно обучить. Обучение проводится в игровой форме. Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания и соблюдение некоторых условий.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха и способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Запомните параметры правильного ротового выдоха:
• сильный вдох через нос –
• выдох через рот, во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы;
• щеки НЕ надувать;
• нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
• выдыхать следует, пока не закончится воздух
Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности. Несовершенства речевого дыхания, которые наблюдаются у дошкольников, и приводят к задержке речевого развития :
1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребенок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове и затем договаривает фразу шепотом. Нередко он из-за этого не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – идем гулять).
4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».
5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
Помочь ребенку овладеть правильным речевым дыханием поможет выполнение простых, но увлекательных упражнений. Вот несколько простых упражнений на развитие речевого дыхания, не требующее специальной подготовки:
1. «Шарик».
Предложите ребенку сделать вдох носом, выпячивая при этом выпячивается живот вперед (надуть шарик, выдохнуть ртом (живот вбираем в себя). Это так называемое нижнедиафрагмальное дыхание, которое является самым экономичным и физиологически правильным. Плечи при вдохе не поднимать!
2.«Собачке жарко».
Создайте игровую ситуацию, предложив ребенку стать собачкой. «Собачке очень жарко! Она высунула язычок и часто дышит!»- предложите часто подышать с высунутым языком.
3. «Докати»
Катание друг другу через стол посредством выдыхаемой струи воздуха маленьких машинок, фломастера, шарика, одним словом любого катающегося предмета.
4. «Мыльные пузыри»
Надо надуть самый большой! Можно посоревноваться с мамой
5. «В цветочном магазине»
Создайте игровую ситуацию, предложив ребенку понюхать воображаемые цветы «в цветочном магазине»- Давай понюхаем вот эту розу! Воздух вдыхаем носом, задерживаем на несколько секунд дыхание, после чего полностью выдыхаем воздух через рот.
6. «Карандаши-спортсмены».
Начертите на столе две линии – старт и финиш. На старте положите 2 карандаша и начинайте дуть на них вместе с ребенком (каждый на свой). Такое импровизированное соревнование поможет увлечь ребенка этим процессом.
Такие упражнения можно проводить ежедневно, обязательно хорошо проветрить помещении. Важно помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, поэтому соблюдайте временные ограничения: 3-5 минут в день с перерывами на отдых.