Анна Айсагурова
Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы знаем, как важно развивать речь ребенка, и для этого вовсе необязательно посещать кружки, секции, и тратиться на дорогие книжки и развивающие игрушки. Предлагаю Вашему вниманию простые идеи по созданию развивающей речевой среды дома.
В общении с детьми чаще употребляйте обобщающие слова (овощи, фрукты, птицы, одежда, транспорт).
Например: «Положи игрушки на место. Помоги мне расставить посуду на столе. Отгадай, из каких овощей приготовлен салат? Как думаешь, какие фрукты я купила в магазине. Давай положим одежду в шкаф»
Публикация «Консультация для родителей „Развиваем речь ребенка дома“» размещена в разделах
Исследования показали, что лучше всего усваивают обобщающие слова те дети, которые чаще слышат их от взрослых в повседневной жизни.
Сравнивайте предметы друг с другом
Для этого ненужно искать специальные пособия и картинки.
По пути в детский сад, можно сравнить свое пальто и куртку ребенка – чем они похожи и чем отличаются: по форме, размеру, цвету, материалу.
Например: «У куртки Анечки есть капюшон, а у маминого пальто капюшона нет. Куртка короткая, а пальто длинное. Можно сравнить два здания, мимо которых вы проходите (сколько этажей, окон, балконов). Во время приготовления ужина сравните посуду, назовите ее части, форму, цвет, материал. Подобные задания развивают не только речь, но и внимание, мышление ребенка.
Комментируйте свои действия в слух
Когда собираетесь в сад ил магазин, одеваете ребенка, - проговаривайте свои действия, называя точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (пушистый, теплый, мягкий): «А сейчас возьмем шарфик и оденем на Леночку. Вот какой у нас шарф – мягкий, пушистый, теплый и т. д.
Не страшно, если ребенок еще не разговаривает. Комментирование создает хорошую речевую базу для ребенка, которой он обязательно со временем воспользуется.
Давайте точные названия предметам и действиям в своей речи
Вместо «надевай кофту» назовите предмет точно – «надень свитер (или – водолазку, свитшот). Это поможет ребенку сравнивать и отличать друг от друга похожие вещи. Рассмотрите вещи в квартире. Чем похожи, и чем отличаются: стакан и бокал, стул и кресло, кровать и диван? Такие упражнения – мощный ключ к развитию мышления и речи малыша.
Не повторяйте ошибку за ребенком
Это наоборот закрепит ошибку в его памяти. Вместо этого несколько раз повторите правильный вариант.
Например, ребенок говорит: «Мама посмотри, сколько у меня зайцав, кукал», и машинок! а Вы в ответ: «Умница! Да, у тебя и правда много зайцЕВ и кукОЛ. Сколько красивых зайцЕВ, кукОЛ». Интонацией выделите правильное окончание в слове. Ребенку постарше можно подсказать: «Ты сейчас сказал не совсем правильно, попробуй себя исправить сам».
Придумывайте сказки
Сказки можно сочинять по пути в магазин, детский сад, в очереди или на прогулке. Малышам понадобится помощь, – вы начинаете фразу, а ребенок ее продолжает. Например: «Жили – были… Однажды… Как-то раз …. Лисичка спросила… И волшебник сказал….» и т. д. Такие сказки так же выручают в ситуации, когда нужно чем-то занять ребенка, а игрушек под рукой нет. Через некоторое время после таких упражнений, ребенок сам начнет употреблять в речи слова, которые услышал от Вас во время придумывания сказок.
Играйте в загадки
Играть можно во время приготовления обеда, на прогулке, когда угодно и где угодно. Самые простые загадки строятся на сравнении. Например: «Он желтый как… (ребенок продолжает – «одуванчик», но не одуванчик. Он пушистый как…. («вата»– продолжает ребенок). Кто это?» (Цыпленок). Что это? (Снег)
Придумывая загадки, ребенок учится перечислять признаки предметов. Загадайте придуманную загадку брату, бабушке, дедушке. Сначала вы будете произносить фразы, а ребенок их заканчивать. Постепенно он начнет придумывать загадки сам!
Играйте в рифмы
Например: «Что ты делала в саду?» (Ела кашу, суп, рагу) и т. д. Это развивает у ребенка языковое чутье, чувство ритма и рифмы.
Обращайте внимание на необычные слова и выражения – эпитеты, сравнения, олицетворения – «нос повесил», «змейкой вьется», «вьюга злилась», «спустя рукава», «бить баклуши».
«Собирайте» их в волшебный мешочек – кто заметил интересное слово или выражение из сказки, тот кладет его в мешочек (используем красивые листочки). А потом «доставайте» эти слова, когда сочиняете свои сказки. Спрашивайте ребенка, о чем, или о ком еще можно так сказать.
Используйте устное народное творчество
Народное творчество, потешки и прибаутки, отлично подходят для развития речи, так как в них часто повторяются слоги, которые хорошо выделяются на слух ребенком. Ритм, рифма, многократное повторение действий помогают развитию активной речи ребенка, его желанию повторить слоги и слова за взрослым.