Воронкова Маргарита
Консультация для родителей «Развиваем речь, дома»
«Развиваем речь, дома»
Речевое развитие – одна из главных задач дошкольного воспитания. Ведь развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребёнка, но и память, внимание, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.
Публикация «Консультация для родителей „Развиваем речь, дома“» размещена в разделах
Проблема развития речи у детей дошкольного возраста в наши дни всегда актуальна. Речь является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовать совместную деятельность, добиваться взаимного понимания.
Важным условием для того, чтобы ребенок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружен с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью, важную роль играет семья.
Работы, проводимые в детском саду на занятиях по развитию речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями. На сегодняшний день, в семье речевому развитию ребенка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребенка с родителями чаще всего происходит в формате «вопрос-ответ». Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление – связность, словарный запас, грамматические ошибки.
Большую часть дня дети слышат речь воспитателя, а придя вечером домой -родителей. Если речь родителей, звучит грамотно, то и ребёнок будет стараться копировать её. Речь ребенка в старших группах должна быть: грамотной, понятной, выразительной, осмысленной, богатой. Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребенка (нарушение познавательных процессов, проблемы с адаптацией к школьной жизни и т. д.)
Предлагаемые ниже игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры можно играть с детьми по дороге в детский сад, на кухне, идя в магазин, на даче, перед сном, собираясь на прогулку и т. д.
- «Слова» (назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на лице, в комнате и т. д.)
- «Общие слова» (ребенок должен назвать фрукты, мебель, овощи, одежду, деревья, птиц, рыб и т. д.)
- «Четвертый лишний» (ребенок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему: яблоко-банан-киви-капуста)
- «Посчитай» (считаем всё, что можно посчитать: один карандаш, два карандаша, …., пять карандашей)
- «Скажи наоборот» (взрослый называет какое-либо слово, а ребенок подбирает «слово наоборот» : маленький-…., день-…., холодно-…., высоко-….)
- «Один-много» (взрослый называет имена существительные в единственном числе, а ребенок называет во множественном числе: стол-столы, карандаш-карандаши, лист-листья, книга-книги, глаз-глаза)
- «Отгадай предмет по его частям» (четыре ножки, спинка, сиденье; носик, крышка, ручка, донышко)
- «Назови ласково» (собака-собачка, дом-домик, мама-мамочка, сто-столик)
- «Кто что делает» (родитель называет разные слова, а ребенок подбирает к ним глаголы действия: муха- летала, жужжала, надоедала; мышка-бежала, пищала; машина-ехала, остановилась, сломалась)
- «Кто как передвигается» (родитель называет животных, а ребенок подбирает к ним глаголы: пингвин-переваливается; чайка-летает; кошка-ходит; змея- ползает; панда-прыгает;)
- «Отгадай загадку» (загадки активизируют словарь детей, развивают внимание, память, логическое мышление, расширяют кругозор детей)
- «Расскажи стихотворение» (они развивают память, мышление, речь)
- «Повтори скороговорку» (скороговорки позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции)
- «Назови, какой…» ( образование прилагательных: сок сделан из яблока, значит он яблочный; ложка сделанная из метала, значит она металлическая; ваза сделанная из стекла, значит она стеклянная;)
- «Назови детенышей животных» (волк-волчонок; олень-олененок; еж-ежонок; лиса-лисенок;)
- «Какая форма предмета» (родитель называет предмет, а ребё нок форму этого предмета: дыня, орех, камень – овальная форма; солнце, мяч, колесо –круглой формы;)
- «Цветовая палитра» (родитель называет предмет, а ребенок его цвет: банан-желтый; машина-черная; морковь-оранжевая; огурец-зеленый; помидор-красный;)
- «Назови 3 слова» (взрослый называет любой согласный звук, а ребенок должен назвать 3 слова, которые начинаются с этого звука: [м] - мама, магазин, мука; [р] - рак, рыба, рысь; [д] - Даша, дом, дуб;)
- «Составь предложение» (взрослый называет любое слово, а ребенок составляет с ним предложение: кот-кот спит на стуле; мама- мама купила хлеб; картина-на стене висит картина;)
- «Профессии» (родитель называет профессии, а ребёнок называет, что делают люди этих профессий: парикмахер –делает прически; строитель-строит дом; врач-лечит людей; повар-готовит еду;)
Речевые игры не требуют много времени и особой подготовки. Играя с ребенком, будьте дружелюбные и уважительны к нему. Поощряйте его малейшие успехи. Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.