Светлана Суворина
Консультация для родителей «Развитие элементов логического мышления посредством изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие элементов логического мышления посредством изобразительной деятельности»
Польза рисования для детей
Публикация «Консультация для родителей „Развитие элементов логического мышления посредством изобразительной деятельности“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Консультации для родителей
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Рисование – лучшее средство для развития мелкой моторики, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (т. к. при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает ребенка к письму.
Рисование влияет и на умственное развитие детей, способствует расширению запаса знаний, а также влияет на формирование словарного запаса и связной речи. Во время творческих занятий активно взаимодействуют между собой правое и левое полушария мозга.
Рисование тесно связано и с эмоциями ребёнка. Вы легко определите, какое у ребенка сегодня настроение по цвету рисунка, узнаете, что тревожит его, рад ли он наступившему дню. Кстати, детские психологи очень часто используют детские рисунки, чтобы понять, какие проблемы занимают ребенка.
Занятия рисованием способны разбудить в человеке творческое воображение и фантазию, художественный вкус и чувство гармонии.
Казалось бы, рисование – такое простое занятие, а включает в себя очень много наук, например, математика (можно научить ребенка считать, используя карандаши); геометрия (рисуя простейшие фигуры, мы учим ребенка таким сложным формам, как круг, квадрат и т. д.); зоология (сколько животных и их характерные признаки можно выучить благодаря фантазии и краскам). Список можно долго продолжать, но, если подытожить – занятия рисованием помогают ребенку познать окружающий мир.
Во время обучения рисованию ребенок стремительно развивает свое логическое мышление, анализируя пропорции и формы предметов, учится думать и анализировать, соизмерять и сравнивать.
Рисование учит ребенка организованности и самостоятельности, ведь это целый процесс – от подготовки уголка для рисования до готового рисунка.
Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Большинство существующих образовательных программ ориентировано на передачу обучаемым общественно необходимой суммы знаний, на их количественный прирост, на отработку того, что ребёнок уже умеет делать. Однако умение использовать информацию определяется сформированностью логических приёмов мышления и, в ещё большей мере, степенью их оформленностью в систему.
Именно дошкольный возраст является продуктивным в формировании логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.
Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.
Проблема состоит в том, что дошкольникам для полноценного усвоения материала требуются навыки логического анализа.
Логическое мышление является одним из наиболее сложных форм мышления, развивающимся лишь к началу школьного периода развития (6-7 лет). Его основу составляет образное мышление. Мы в детском саду говорим только о элементах логического мышления.
Одним из видов деятельности, где формируются элементы логического мышления, является рисование. Возможно, изобразительное искусство, как никакая другая дисциплина, благодаря образным представлениям, которыми овладевают воспитанники, способствует восприятию различных наук. Пользуясь образно-логическим мышлением, как аппаратом для получения и освоения информации, человек обогащается новым знанием. Полученные знания и умения дети могут не только с успехом использовать для решения специфических задач изобразительного искусства, но и применять более широко и в других дисциплинах, в самообразовании, в жизненных ситуациях. Какие методы использовать при формировании логической составляющей мыслительного процесса у дошкольников, для дальнейшего полноценного развития личности?
Эти вопросы возникают перед педагогом, который в процессе обучения обращается к формированию логического мышления воспитанников.
Формирование логического мышления на занятиях изобразительного искусства происходит при соблюдении ряда условий.
Первым условием формирования логического мышления детей имеет наличие четко обоснованных целей и содержания процесса формирования логического мышления дошкольников.
Вторым условием является учет особенностей детей дошкольного возраста в процессе формирования логического мышления.
Третьим условием формирования логического мышления детей имеет формирование мыслительных операций, таких как:
• выделение свойств предметов,
• сравнение свойств предметов,
• классификация.
Результат успешного формирования логического мышления на занятиях изобразительным искусством напрямую зависит не только от педагогических условий, но и от эффективности применения того или иного метода, тех или иных средств. С моей точки зрения, наиболее эффективны следующие средства формирования логического мышления :
развивающие материалы, способствующие овладением мыслительными операциями и действиями;
задания на формирование логического мышления, формирующие умения логически мыслить.
Задания такие как:
- логические ряды (найти предмет, который по каким-то параметрам отличается от остальных в ряду или составлять логические ряды из набора картинок и т. п.);
- лабиринты (прохождение разнообразных лабиринтов);
- нахождение логических связей (например, сходные предметы: тень и того кто ее отбрасывает, хвост или часть тела и того чьи они, маму и малыша, животное и его пищу);
- исправление ошибок (исправить неправильную форму или цвет предмета);
- разделение предметов по признакам ( например: фрукты и овощи, буквы и цифры и т. д.);
- нахождение предметов (животное, человека) по признакам ( например: у Сережи темные волосы и очки);
- логический поезд и др.
Создание предметно-развивающей среды в группе необходимое условие в формировании логического мышления у дошкольников на занятиях изобразительного искусства, где учитываются целенаправленные взаимосвязи художественного и логического, взаимодействие воспитателя и воспитанников.
Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении, функции, которые способствуют развитию абстрактно – логической памяти, мышления, обогащают жизненный опыт детей. Благодаря этой взаимосвязи, мышление совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений о реальной деятельности к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения в реально – существующие результаты творчества, которые воздействуют на ребенка. Поэтому я использую в своей работе на занятиях и кружке дополнительного образования нетрадиционные методы и приемы рисования, которые стимулируют развитие мышления. Технология их выполнения интересна и доступна, позволяет детям чувствовать себя раскованно, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию моторики руки и координации движения, способствует развитию речи и помогает подготовить руку к письму.