Климова Оксана
Консультация для родителей «Развитие речи у ребёнка в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи у ребёнка в дошкольном возрасте
Когда вы с ребенком рассматриваете какой-либо предмет, задавайте ему разнообразные вопросы: «Какого он размера? Какого цвета? Из чего он сделан? Для чего он нужен?» Можно просто спросить: «Какой он?» Так вы поощряете его называть разнообразные характеристики предметов и помогаете развивать связную речь. Названия свойств предметов также закрепляются в словесных играх. Спросите ребенка: «Что такое высокое?» — «Дом, дерево, человек.» — «Что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Или: «Что такое широкое?» — «Река, улица, лента.» — «Что шире — ручей или река?» Так дети учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактных слов, таких как «высота», «ширина» и т. д. Также для игры можно использовать другие вопросы, помогающие усвоить свойства предметов: «Что такое белое? Пушистое? Холодное? Твердое? Гладкое? Круглое?» Можно поиграть в игру «На что это похоже?» с ребенком. Во время прогулки по лесу задавайте ему вопросы типа: «На что похож лист, облако, тень дерева?» Отвечайте сами, но внимательно слушайте ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное мышление и восприятие.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи у ребёнка в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Желательно модифицировать игру, больше обращая внимание на схожесть разных предметов:
- «Чем лист похож на бумагу? (Толщиной, легкостью.) А на траву? (Цветом.) А на каплю? (Формой.)»
Следующий вид упражнений — скороговорки. Важно, чтобы дети понимали, что говорить нужно не только быстро, но и четко, понятно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книгах: «Из-под стука копыт пыль летит по полю», «На горе трава, на траве дрова».
Это упражнение очень нравится детям. Попросите произнести одну и ту же фразу с разной интонацией (ласково, сердито, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, повелевая, просящая, умоляющая, громко, тихо) : «Милый, ты не спишь!»; «Ты ел мороженое на завтрак?»; «Мама купила (купила) виноград»; «Скорее домой!»; «У нас закончился хлеб». Такие задания помогут ребенку развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат его смеяться над своими ошибками, не смущаясь товарищей. Само собой разумеется, что для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихотворений и других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарный запас ребенка, развивает его связную речь, учит понимать переносное значение слов. Конечно, все это происходит постепенно. Ребенок 2–3 лет постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок четвертого года жизни почти дословно помнит текст сказки, последовательность действий в ней.
Хорошим способом помочь детям научиться пересказывать является так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: «Жил-был старик.», а ребенок заканчивает ее: «. и старушка»; взрослый: «И жили у них.», ребенок: «. Курочка Ряба» и т. д. Затем можно переходить к пересказу с помощью вопросов: «С кем встретился Колобок?» — «С зайчиком» — «Какую песенку спел ему Колобок?» и т. д.
Когда ребенок овладеет навыком пересказа сказок, предлагайте ему для пересказа короткие истории с простым сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей.
Дети очень охотно передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание их эмоционально увлекает.
Дети в возрасте 4–5 лет уже могут рассказывать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, и делают это очень выразительно. Попробуйте предложить им нижеприведенные творческие задания.
«Вспомните случай»
Выберите с ребенком событие, в котором вы недавно вместе участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения. По очереди рассказывайте друг другу, что вы видели, что делали. Вспоминайте как можно больше подробностей, пока вы уже ничего не сможете добавить к сказанному.
«Говорить по-разному»
Попробуйте прочитать одну и ту же детскую песенку сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тонким голосом, подчеркивая не те слова. Изменив интонацию, вы сможете прочитать безобидное стихотворение, как страшную историю или телерепортаж. Если сможете, попробуйте использовать иностранный акцент. Можно придумать все, что угодно!
«Бюро путешествий»
Каждый день вы с ребенком идете по привычному маршруту — в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отправляетесь в увлекательное путешествие. Обсудите с ребенком, на каком транспорте вы будете путешествовать, что нужно взять с собой, какие опасности встретятся в пути, какие достопримечательности вы увидите. Во время путешествия делитесь впечатлениями.
«Всегда под рукой»
Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка сложно чем-то занять, например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, — это найти в сумочке пару фломастеров или хотя бы просто ручку. Нарисуйте на пальчиках ребенка рожицы: один улыбающийся, один грустный, третий удивленный. Пусть на одной руке будет два персонажа, а на другой, скажем, три. Ребенок может дать персонажам имена, представить их друг другу, спеть песенку или разыграть с ними сценку.
«Лучший друг»
Если вы ждете в комнате, где разложены журналы, можно поиграть в «истории о лучшем друге». Пусть ребенок выберет понравившуюся ему картинку. Это может быть человек, большой или маленький, или животное. Попросите его рассказать вам о его «лучшем друге». «Где он живет? В какие игры он любит играть? Он спокойный или любит бегать? Что еще вы можете рассказать мне о нем?»
Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком — это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители отстранятся от этой работы, то целостность педагогического процесса будет нарушена. А развитие речи дошкольников в игре — это еще и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость общения, формирование доверительных и дружеских отношений.