Варенникова Галина
Консультация для родителей «Развитие речи с помощью игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Какой? Что (кто) бывает таким же?»
Предложите детям самим выбрать любой объект или явление (часы, река, радуга, дождь, и т. д.) и называть его. Взрослый задаёт главные вопросы:
(1) Какое?
(2) Что (кто) бывает таким же?
Например, взрослый задаёт вопрос «Какой?» «Какой бывает». Дети называют признаки объекта, которые можно записать и обвести, так будет составляться цепочка слов. Когда названо несколько признаков объекта, взрослый задаёт к последнему признаку вопрос «Что (кто) бывает таким же?». Дети называют объекты, обладающие этим признаком. К последнему объекту опять задаётся вопрос «Какой». И так далее.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Пример: Дорога – длинная - пыльная – каменная.
Забор – деревянный – железный – высокий.
Ряд слов, таким образом, будет состоять из чередования существительных и прилагательных. В активном словаре дошкольника прилагательных мало, поэтому перед игрой взрослому лучше самому выписать заранее цепочку слов, подбирая прилагательные. В игре часть прилагательных будут называть дети, а часть – будет подсказывать взрослый. Словарный запас ребёнка будет постепенно расширяться. Можно начать вести картотеку прилагательных, дополняя её с каждой игрой.
Игра «Чепуха»
Создаем стихотворение – четверостишие, по определённому правилу. Стихотворение должно быть таинственным, волшебным.
Первая строчка. Кто? Какой? (выбор героя)
Вторая строчка. Что делал? (действие героя)
Третья строчка. Кто видел? (наблюдатель)
Четвертая строчка. Что сказал? (сделал) (реакция наблюдателя).
Вначале надо, не задумываясь и не рифмуя, записывать все четыре строки, а затем – пытаться рифмовать вторую и четвёртую строки. Примеры, которые придумали дети:
Толстый бегемот
Подарки всем дарил.
Видел его крот,
"Спасибо" говорил.
Игра «Соедини 3 слова»
Дети сами выбирают любое слово из 3-х букв. Делят его на звуки и на каждый звук придумывают ряд слов.
Например, слово РОГ.
«Р» «О» «Г»
Рыба Окно Гром
Рак Облако Град
Редька Овод Город
Рана Огород Гайка
Рис Оса Гора
Затем дети сами выбирают по одному слову из любого ряда и составляют с этими словами предложение.
Выбираем слова рыба; огород; гора. Объединяем слова в одно или в 2-3 предложения: На вершине горы есть волшебный пруд. Глубоко под водой в этом пруду есть огород, на котором растут волшебные рыбы.
Эти предложения можно использовать для составления маленького рассказа.
Игра «Расскажи своими словами»
Взрослый (или сам малыш) читает небольшое стихотворение. Затем ребёнок пересказывает его своими словами. Если необходимо, взрослый помогает ему наводящими вопросами. Длинное стихотворение, например «Сказка о царе Салтане…» А. С. Пушкина, лучше разбирать на небольшие кусочки.