Ольга Ларькина
Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Если педагог или родитель своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять ребенка в свободном речевом выражении чувств и мыслей, если он не даст никакого простора их эмоциональным высказываниям, он рискует обесцветить детскую речь, сделать ее анемичной и скучной, убить в ней чудесную детскость и тем самым нанести ей непоправимый вред.
К. И. Чуковский.
Развитие речи – одно из важнейших направлений педагогической работы детского сада, обеспечивающее своевременное психическое и личностное развитие ребенка. И многие причины задержки развития речи и ее дефекты у детей более старшего возраста кроются в условиях их жизни в первые три года.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи детей раннего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Психологи и лингвисты давно доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем. Так, например, к концу первого года жизни в словаре ребенка примерно 8-10 слов, в 2 года – 300-400 слов, а в 3 года – 1000 слов. Безусловно, эти цифры относительны, ведь присутствуют индивидуальные различия, свой темп развития и неповторимость каждого ребенка.
До полутора лет, на первом этапе развития речи, главным образом совершенствуется понимание ребенком обращенной к нему речи взрослых. Достаточно два-три раза показать предмет и назвать его, и малыш уже быстро запоминает и показывает на предмет по просьбе взрослого. Это и есть понимание речи. Если на данном этапе ребенок не овладеет пониманием речи, то в последующем может наблюдаться отставание в развитии самостоятельной речи.
К концу второго года жизни слово в сочетании с жестом или действием у малыша приобретают большую четкость. Теперь он должен не просто рассматривать, а как можно больше общаться с предметом: держать его в руках, ощупывать, действовать и одновременно слышать обозначение признаков предмета.
Второй год жизни – решающий в развитии речи детей. В этот период активно совершенствуется понимание речи детей, а главное – появляется самостоятельная речь.
На третьем году потребность в общении и развитие разнообразных форм речевого общения становится необходимым условием психического развития ребенка. Вообще, третий год жизни ребенка является переходным от раннего детства к дошкольному.
Характеризуется этот возрастной этап стремлением малыша к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, образованием новых форм взаимоотношений между детьми. Функция речи в связи с этими изменениями расширяется, речь становится средством общения со всеми окружающими ребенка людьми. Именно поэтому при работе с детьми 2 – 3-х летнего возраста мы способствуем развитию сознания детей в процессе развития их речи.
Многие занятые родители считают, что у них нет времени заниматься с ребёнком. На самом деле оно у вас есть! В речевые игры можно играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время приготовления ужина. Для этого не требуется никакого оборудования и пособия. Нужен только богатый родительский опыт, изобретательность и готовность с пользой и удовольствием провести время вместе со своим ребенком. Развитие речи тесно связано с развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. Речевые игры развивают мышление, гибкость ума, внимание, память, воображение, языковое чутьё, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром, дают бесценный опыт общения ребенка и взрослого. Общение – залог понимания. А ведь как важно научиться понимать друг друга! Поиграем в игры, которые расширяют словарный запас ребенка, учат его думать, размышлять и запоминать. Очень важно на начальном этапе незаметно для малыша вовлечь его в речевое каждодневное общение, показать и назвать предметы, явления, рассказать о чем-либо ненавязчиво для малыша. Например: «Сейчас мы будем кушать кашу. Катя любит кашу? Скажи: «Да». Каша вкусная! Где наша ложка? Покажи ложку, возьми ее. Это ложка. Скажи: «Ложка большая, чистая, красивая. Каша вкусная». Обязательно правильно называем предметы и объекты необлегченным словом: машина, собака и т. д.
Обогащать понимаемый и активный словарь малыша за счет общеупотребительных существительных, глаголов, наречий, прилагательных, предлогов.
Что касается правильного произношения звуков, то в возрасте 2-3-х лет способность к различению звуков формируется, также как и их четкая артикуляция (за исключением «р», «л», свистящих и шипящих). Но правильное произношение еще не закреплено, не автоматизировано.
Игрушки и игры для развития речи детей
Наборы игрушек (животных, птиц)
- для уточнения произношения в звукоподражаниях:
Му-у-у, И-го-го, Бе-е-е, Мяу-мяу, Гав-гав и т. д.
(«Угадай, кто кричит?», «Большой - маленький» - произношение звукоподражаний голосом различной высоты, силы и тембра, например, как мяукает кошка, а как котёнок);
- для организации сюжетно-ролевых игр («Зоопарк», «Ферма»)
Кубики – развивают мышление, умение работать по образцу, зрительную память.
Родителям раздаются наборы кубиков, они собирают любое изображение.
- К изображённым на кубиках предметам можно задать ряд вопросов (вопросы адресуются родителям) :
- Что это? Где растёт? Какого цвета? Какой формы?
Что из этого можно приготовить?
- Кто это? Какие части тела у него есть? Где живёт? Как зовут детёныша, его
маму и папу? Чем питается?
Пластилин и паста для лепки - развивают моторику, цветовое восприятие, воображение.
- Учите ребёнка катать шарики и колбаски, делать из них лепёшечки и колечки – игра «Угощение для Мишки» (шарики - «ягодки», «яблочки», лепёшки – «печенье»); размазывание пластилина по основе и вдавливание в него зёрен гороха, фасоли, макарон, бусин в виде различных фигур и предметов.
Мягкие игрушки, игрушки, надевающиеся на руку (варежка) и на палец (пальчиковые игрушки) :
- развивают моторику, интонацию голоса, звукоподражательные навыки.
- используются для проигрывания знакомых сказок.
Игрушечный телефон - разговоры по телефону (настоящему с бабушкой или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей.
Звучащие игрушки - погремушки, пищалки, игрушечные музыкальные инструменты:
- развивают слуховое внимание ребёнка, заставляют его прислушиваться к звукам.
- Игры: «Угадай, на чём играю?», «Что за звук?», «Угадай, что делаю?»
Мелкий конструктор, заводные игрушки, шнуровки, мозаика, пазлы, наборы бижутерии для девочек -
- Развивают мелкую моторику, помогают формировать представление о «целом» и «части», развивают у ребёнка воображение, вырабатывают усидчивость.
Игрушки и предметы из различных материалов (деревянные, пластмассовые, меховые, тканевые, вязаные, металлические и т. д.)
- Обогащают словарный запас (активный и пассивный) словами-названиями предметов и их частей, признаков.
- Игры: «Чудесный мешочек», «Узнай игрушку по описанию» ("Это мягкая игрушка.
Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко» - Зайчик, «Назови части целого» (кот - туловище, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы).
Детское лото и другие настольно-печатные игры - закрывая картинки на листе маленькими карточками, можно одновременно преследовать несколько дидактических целей.
Итак, несколько способов использования детского лото для развития речи :
Проговаривание названий картинок четко и внятно.
Когда картинка закрывается, отрабатывать окончания Родительного падежа : был мяч – нет мяча
Когда все картинки уже закрыты – вспомните их и назовите: развитие памяти
Назовите каждое слово на картинке ласково: мячик, белочка
Назови два-три действия, связанных с картинкой: прыгает, скачет, катится
Назовите 2-3 признака предмета, изображенного на картинке: круглый, красный, резиновый.
И напоследок хотелось бы дать вам несколько советов:
Говорите с ребёнком неторопливо, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык», т. к. это нередко тормозит развитие речи ребёнка. Взрослые должны предъявлять ребёнку образец правильной речи;
Каждый день читайте ребёнку стихи и сказки по возрасту, не сердитесь, если придётся много раз читать одну и ту же книгу, поддерживайте познавательный интерес; рассматривайте картинки в книгах, задавайте вопросы о прочитанном;
Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы;
Обязательно поправляйте речевые ошибки, допущенные ребёнком (согласование слов в предложении, употребление предлогов)
Во время общения приучайте ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает правильную артикуляцию звуков;
Называйте всё, что видит или делает ребёнок;
- ОЧЕНЬ часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них проблема скушать яблоко или морковку, не говоря о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.
- Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме, но и окружающим.
Дорогие родители, желаем вам успехов!