Светлана Пушкина
Консультация для родителей «Развитие речедвигательной координации детей 4–6 лет с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
В статье представлена консультация для родителей дошкольников с общим недоразвитием речи по формированию речедвигательной координации у детей.
У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) очень часто наблюдается отставание в развитии двигательной сферы, что характеризуется изменениями мышечного тонуса, нарушениями равновесия, координацией движений. Отклонениями в развитии мелкой моторики, снижением скорости и ловкости в выполнении движений.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речедвигательной координации детей 4–6 лет с ОНР“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Из-за чрезмерной медлительности или импульсивности дети затрудняются в овладении простых умений и навыков самообслуживания. Отмечается недостаточное развитие координации пальцев рук, трудности переключения с одной позиции на другую, отсутствие плавности движений.
У дошкольников с ОНР наблюдаются ограничение активных двигательных мышц артикуляционного аппарата. Нарушение чёткости кинестетических ощущений.
А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев и И. П. Павлов доказали взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь. Уровень развития мелкой моторики-важный показатель готовности к обучению в школе. У дошкольников с высоким уровнем функционирования двигательной сферы достаточно сформированы психические процессы, такие как память, мышление, внимание, без которых невозможно речевое развитие.
Неловкость движений у детей с речевыми нарушениями проявляются во всех видах деятельности: в ходьбе, беге, прыжках, им трудно застегнуть и расстегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, сложить свои вещи, прыгать на одной ноге, перекатывать мяч с руки на руку, совершать удары мяча об пол с переменным чередованием рук. Особую сложность для детей с ОНР представляют работа с ножницами и пластилином, раскрашиванием и штриховка, обведение рисунка по контуру, написание печатных букв.
Формировать речедвигательную координацию у детей с ОНР нужно с раннего возраста. Движения воспитанников постепенно станут плавными, чёткими, координированными. В структуру коррекционной работы могут включаться разные виды двигательной деятельности:
- дыхательная гимнастика;
- гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой;
-терапия су-джок;
- пальчиковая гимнастика;
- самомассаж и массаж;
-логоритмика;
-подвижные игры;
-физкультминутки;
-спортивные игры с мячом.
Необходимо учитывать принципы последовательности и систематичности в решении задач, направленных на развитие речедвигательной координации детей. Грамотная организация взаимодействия специалистов (логопеда, воспитателя, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя) создаёт благоприятные условия для устранения речевых нарушений у дошкольников.
Грамотное чередование выполняемых ребёнком заданий, упражнений позволит поддерживать интерес ребёнка к образовательной деятельности на высоком уровне.
Литература:
Журнал «Логопед» №1 2020 год
Журнал «Дошкольная педагогика»