Вера Петушкова
Консультация для родителей «Развитие познавательных процессов. Память»
Память ребенка (запоминание, сохранение и последующие узнавание и воспроизведение того, что было) в раннем возрасте носит преимущественно непроизвольный, непреднамеренный характер и на начальном этапе включена в процессы ощущения и восприятия. Качество непроизвольного запоминания в большей степени зависит от самого материала. Очень важно и то, насколько активно ребенок действует с этим материалом. Он лучше запоминает предметы, если ему предлагать их ощупать, поиграть с ними, разложить по определенным местам. Большое значение при этом имеет речь, которая существенно изменяет восприятие и запоминание.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие познавательных процессов, Память“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие памяти. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Память ребенка избирательна. Ребенок быстро и надолго запоминает то, что ему интересно, что связано с его эмоциональными переживаниями. У дошкольников можно заметить проявление разных видов памяти. Однако наиболее развита в этом возрасте двигательная, образная, эмоциональная память, слабее-словесная. Уже в дошкольные годы совершается переход от непроизвольного запоминания и припоминания к преднамеренному. Дети гораздо лучше запоминают то, что необходимо им в трудовом процессе, игре; значительно труднее для них произвольное запоминание, не связанное с важным для них мотивом.
Для запоминания материала ребенок использует различные способы. Механическое запоминание основано на многократном повторении, Ребенок при этом не стремиться понять запоминаемый материал, а опирается лишь на внешние связи между объектами. Не следует удивляться, что дошкольник легко запоминает считалки, стихи, каламбуры, малопонятные, бессмысленные тексты. Дошкольнику свойственна механическая память, способность к запоминанию лишь на основе «ассоциаций». Однако практика и экспериментальные исследования показывают, что детям дошкольного возраста доступны и элементы логического запоминания. Они возникают при запоминании ребенком понятного им содержания; нередко они обнаруживаются в пересказах знакомых сказок, рассказов. Дети произвольно меняют последовательность, не нарушая основной логики изложения, могут добавить либо опустить подробности и т. д.
В общении с дошкольниками взрослым важно знать и учитывать некоторые особенности их памяти. Дети не всегда способны отличать образы памяти от образов воображения. Отсюда непреднамеренная детская ложь: ребенок выдает за реальный факт то, что на самом деле является продуктом его воображения. В этом случае не следует, разумеется, называть ребенка обманщиком и т. п. Лучше вместе с ним разобраться и отделить реальность от фантазии.
Переход от непроизвольной к произвольной памяти, овладение логической памятью происходит постепенно. Важную роль в этом процессе играют взрослые. Воспитание логической памяти ребенка предполагает прежде всего развитие его мыслительной деятельности-формирование умения анализировать, выделять в предметах определенные свойства, сравнивать их, классифицировать предметы и явления на основе произведенного обобщения и т. д. Смысловая обработка материала положительно сказывается на продуктивности запоминания. Ребенка целесообразно одновременно обучать различным приемам логического запоминания. Развивая память ребенка, мы способствуем и подготовке его к обучению в школе.