Закевич Наталья
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями».
В последние годы в России отмечается рост числа детей с отклонениями в развитии. Это, прежде всего, связано с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями, родовыми действиями.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Речевые проблемы в наше время являются очень актуальной темой. Они, как правило, возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
У детей, имеющих диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие речи, отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также недостаточная подвижность пальцев рук, т. к. это тесно связано с речевой функцией.
Неподготовленность к письму, недостаточность движений мелкой моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах.
Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую
Систематические упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.
Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.
Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые стихотворные упражнения (например, «Сорока – белобока кашку варила», не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?
— Сжимать и разжимать кулачки.
— Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.
— Показать отдельно только один палец — указательный, затем два (указательный и средний, далее три, четыре, пять.
— Показать отдельно только один палец — большой.
— Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
— Запускать пальцами мелкие волчки.
— Разминать пальцами пластилин, глину.
— Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
— Собирать конструкторы типа «Лего»
— Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.
— Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
— Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
— Игра с вкладышами
— Рисование в воздухе.
— Игры с песком, водой.
— Мять руками поролоновые шарики, губку.
— Рисовать, раскрашивать, штриховать.
— Резать ножницами.
— Рисовать различными материалами (ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.)
— Игры с солью (насыпаем соль на духовой лист, и по ней рисуем пальчиками).
— Игры с крупой (можно закопать в манку мелкие игрушки типа киндера, задача ребёнка достать)
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.
Братья
Большаку – дрова рубить,
Показать кулачок, по очереди, начиная с большого, разгибать пальцы из кулака.
А тебе – воды носить,
А тебе – печку топить,
А тебе – тесто месить,
А малышке песни петь.
Песни петь да плясать,
Выставить ладонь перед собой и шевелить всеми пальцами.
Родных братьев потешать.
Белка
Сидит белка на тележке, Спину выпрямить, голову поднять, согнутые кисти рук прижать к груди, как лапочки.
Продает она орешки.
Лисичке-сестричке, Правой рукой загибать по очереди пальцы на левой.
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в зобок (погладить себя по горлу сверху вниз,
Кому в платок (протянуть вперед две ладони вместе,
Кому в лапочку. (Протянуть вперед ладонь, сложенную в виде ложечки)
Теремок
Видишь, в поле теремок? (Скрещиваем пальцы обеих рук – это крыша домика.)
Из трубы идет дымок. (Отгибаем мизинец и дуем на него.)
Там живет колючий еж, (Растопыриваем пальцы.)
Муха там живет. (Скрещиваем руки, машем кистями, как крылышками.)
И веселый петушок
Песенки поет. (Показываем петушка.)
Если вдруг придет медведь (Медведь неуклюже идет на двух ногах – указательном и среднем пальцах.)
И разрушит дом. (Показываем, как сломалась крыша.)
Звери дом большой построят, (Поднимаем руки, скрещиваем пальцы – это новая крыша.)
Будут жить в другом.