Екатерина Кузнецова
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики»
▼ Скачать +Заказ
Консультация для родителей : «Развитие мелкой моторики»
Всем нам с детства знакомы потешки: «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки- ладушки» и вот, казалось бы, простая игра пальчиком, а на самом деле это один из простейших способов развития мелкой моторики у детей, который передается из поколения в поколение.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Так что же такое мелкая моторика? Это тонкие движение кистей и пальцев рук. Чем уверенно и ловко ребенок в раннем детстве строит башни из кубиков, одевает куклу и орудует столовыми приборами во время еды, зависит от мелкой моторики.
Именно от сформированности мелкой моторики зависит подготовленность ребенка к образовательному процессу в школе: написание букв и цифр, а позднее и формирование правильного и красивого почерка.
Поэтому лучше вовремя начать готовить детскую руку к сложным и тонким операциям.
Мелкая моторика у детей – основа развития психических процессов: внимания, памяти, мышления и речи. Развивать ее важно для детей любого возраста. Так как ведущая деятельность младшего дошкольника является игра, то любые операции с предметами и являются развитием мелкой моторики. Ребенок узнает свойства, назначение предметов и знакомится с окружающим миром.
Уже с 3-х месяцев можно мягко поглаживать кулачки малыша, проговаривая при этом потешки: «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая» и т. д. Давать малышу трогать разные поверхности, развивая тактильные ощущения. Малышам нравиться играть пальчиками, он весело и забавно повторять за мамой: «Сорока белобока, где была?
Далеко. Что ела?
Кашку…»
По мимо потешек и стихотворений существует много игр на развитие мелкой моторики для малышей : массажные мячики, массажные коврики, мягкие кубики, пирамидки, конструкторы, которые сейчас многофункциональны: позволяют и отрабатывать представления о форме, размере и цвете.
Как дополнение к пальчиковой гимнастике является ручная гимнастика: сжимание-разжимание кулачков, соединение подушечек пальцев, пожимание руки.
К 8-9 месяцам ребенок начинает осваивать вкладыши, баночки с крышечками, сортеры (коробочки с прорезями открывает и закрывает). Стучалки- молоточки и простые музыкальные игрушки – совершенствуют мелкие движения рук, развивают координацию и ловкость.
К 1 году ребенку смело можно давать природные материалы: игры с песком, пластилином, пластичной глиной, соленым тестом, шишки, грецкие орехи, галька. Всё это укрепляет мускулатуру кисти, делают пальчики более подвижными. Игры с сыпучими предметами (крупы, песок, любые мелкие предметы) тоже очень нравятся детям. Вот, к примеру игра: «Помоги Золушке перебрать крупу», «Найти предмет».
К 1,6 года можно предлагать малышу шнуровки и бусы (нанизывание пуговиц, колечек, макарон, крышечек и т. д.). Здесь уже развивается сенсомоторная координация, глазомер, внимание, усидчивость. Хорошо, если такие занятия будут ежедневными.
В этом возрасте можно подключать развивающие доски и коврики. Это бизиборды (настольные, настенные, переносные). Панели на которых закреплены крючки, липучки, застежки, молнии, и др.
После 3-х лет используем творческие задания на мелкую моторику :
- рисование пальчиковыми красками, мелками, карандашами, фломастерами. Начинать стоит с самого простого к сложному. Т. к. это требует от ребенка силы развития движения и нажатия пальцев;
- игры с бумагой: рвать бумагу, затем вырезать из бумаги (аппликация, оригами).
- пальчиковый театр- развивает ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, формирует и развивает речь.
Более сложными занятиями на моторику являются :
- счетные палочки – собирает, складывает по картинке одной рукой, собирает, складывает самостоятельно двумя руками одновременно;
- пазлы и мозаика – от простого к сложному. Здесь формируется и развивается зрительно-моторная координация, пространственное мышление, речь. Опять же эффективно регулярно проводить такие игры для тренировки движения кисти и пальцев.
В своей практике часто использую пальчиковый театр, Бизиборды.
Подводя итог вышесказанному хочется сказать, что, развивать и формировать мелкую моторику у детей можно в любом возрасте, но эффективнее всего лучше начинать с младенчества и самое главное помнить о настойчивости и ежедневности занятий, т. к. значительная часть выше перечисленных заданий организовать очень просто, они не требуют больших материальных или временных затрат со стороны взрослого. А детям приносят не только радость, но и несомненную пользу.
учитель-логопед: Кузнецова Е. Ю.