МААМ-картинки

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей в быту»

Анна Филиппова
Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей в быту»
▼ Скачать + Заказать документы

Учитывая, что для математического развития детей дошкольного возраста, особенно младшего, важно не только понять, но и усвоить на практике простейшие математические свойства и отношения, необходимо уделять внимание играм с бытовыми предметами-орудиями. В ходе экскурса в историю становления математики как науки мы обратили внимание на то, что она родилась из практической деятельности человека. Именно такой практической деятельности, к сожалению, не хватает сегодня современному ребенку. Он много времени проводит, играя с современными сложными, технически совершенными игрушками, играя в компьютерные игры, но мало знаком с элементарными предметами быта, которые не менее познавательны, а в ряде случаев дают ему больше пищи для ума, чем самые высокотехнологичные игры и игрушки.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие математических способностей у детей в быту“» размещена в разделах

В бытовой деятельности дети учатся устанавливать поэлементное количественное соответствие на основе оперирования совокупностями множеств, состоящих из реальных предметов; осуществлять действия по проверке поэлементного количественного соответствия в предметно-практической деятельности и т. п. Поэтому важно стимулировать предметную деятельность детей и обучать их навыкам взаимодействия с предметами ближайшего окружения. Такие игры особенно значимы для детей, имеющих нарушения счетной деятельности (разные виды дискалькулии, для детей, воспитывающихся в депривационных условиях, так как именно у них наиболее выражен недостаток бытового опыта. Эти игры способствуют формированию элементарных «житейских» (по Л. С. Выготскому) представлений, являются основой для экспериментирования, играющего немаловажную роль в математическом развитии детей дошкольного возраста.

Игры с бытовыми предметами-орудиями организуются в соответствии с психофизическими особенностями детей. Упражнения с предметами-орудиями бытового назначения включаются в хозяйственно-бытовой труд, сюжетно-ролевые игры детей. В педагогической системе М. Монтессори эти игры достаточно подробно и интересно описаны в главе «Упражнения в практической жизни». Они представлены в различных программах дошкольного воспитания в ходе описания работы по детскому экспериментированию.

В нашем быту много интересных предметов, которые привлекают внимание малышей. Для нас это просто необходимые вещи, а для ребенка они могут стать интересными и очень познавательными игрушками. Современный, «технически грамотный» с раннего детства малыш очень часто тянется к вещам, которые, на наш взгляд, не стоит трогать, а тем более ими играть.

Наверное, в каждом доме можно обнаружить запас бельевых прищепок, которые мы используем для закрепления белья, когда развешиваем его после стирки. Дорогие педагоги и родители, посмотрите на эти вещи по-иному. Обыкновенные бельевые прищепки могут стать замечательными игрушками для ребенка.

Игры с деревянными бельевыми прищепками, которые дети могли прикреплять к корзинке с тонкими краями, впервые использовала М. Монтессори — известный итальянский педагог, автор оригинальной педагогической системы, на чьи воззрения о развитии ребенка мы уже неоднократно ссылались в пособии. Конечно, в ее системе эти предметы — бельевые прищепки — занимали незначительное место. Давайте попробуем представить, что игрушек у нас мало, а вот прищепок — много. Поиграем с ними. Посмотрим, будет ли ребенку интересно?

В настоящее время промышленность выпускает разнообразные бельевые прищепки, различающиеся величиной, материалом, цветом. И все они могут быть использованы для развивающих игр с математическим содержанием.

Примеры игр и игровых упражнений с бельевыми прищепками

Развиваем мелкую моторику

Эти игры особенно полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко.

Прищепки складываются в большую корзинку с тонкими краями. Взрослый просит ребенка прикрепить их к краям корзины, при этом обращает его внимание на то, что прищепки нужно прикреплять к краям на равном удалении друг от друга. При этом у ребенка развивается чувство ритма. Если ребенок нарушает ряд, взрослый обращает на это его внимание. Прищепки можно прикреплять к разнообразным деревянным, пластмассовым, картонным полоскам разной длины и ширины, группируя и складывая их в ритмический рисунок: по две-три рядом, а затем с промежутком и т. д.

Учимся определять цвет

Взрослый складывает разноцветные прищепки в корзинку и просит одного ребенка переложить из корзинки в коробку все прищепки красного цвета. Другой ребенок перекладывает прищепки синего цвета и т. д. Затем дети снова перекладывают прищепки определенного цвета в корзинку, но при этом первый ребенок действует с прищепками, например желтого цвета, а второй — красного и т. д. В игре могут принимать участие столько детей, сколько цветов прищепок у вас имеется в наличии.

Развиваем счетные навыки

Прищепки — незаменимые помощники в формировании элементарных математических представлений детей. В определенной степени они являются аналогом абака, то есть счетного прибора, который используется для определения количества, сравнения двух групп множеств по количеству, для усвоения количественных отношений независимо от ве-личины, протяженности и т. п. Педагог (родитель) просит ребенка дать ему одну прищепку, две, три. Пусть он пересчитает их в пределах знакомого ему множества. В более старшем возрасте с помощью прищепок можно научить ребенка решать простейшие арифметические задачи на сложение, вычитание, количественные отношения с использованием слов «больше», «меньше». Например, взрослый говорит: «Посмотри, у тебя две прищепки красного цвета, я даю тебе еще одну такую же. Сколько теперь у тебя стало прищепок?», или «У тебя три прищепки: две красного цвета и одна синего. Ты отдаешь мне прищепку красного цвета. Сколько прищепок у тебя осталось? Какого они цвета?», или «У меня три прищепки, а у тебя одна. У кого прищепок больше? У кого меньше?» и т. д.

Прищепки и цифры

Игра с прищепками поможет сформировать у ребенка понятие о цифре. В этом случае используется метод соотнесения количества прищепок с определенными цифрами. Например, взрослый предлагает ребенку на одинаковые по длине полоски прикрепить такое количество прищепок, которое соответствует названной (или нарисованной) цифре. Можно взять полоски, отличающиеся по длине. К ним соответственно прикрепляется различное количество прищепок. Например, взрослый говорит: «Прикрепи к длинной полоске столько прищепок, сколько обозначает эта цифра (показывает цифру 3, к короткой — одну прищепку, а к следующей по длине полоске столько прищепок, сколько обозначает цифра, которая находится между цифрами 1 и 3. Так составляется числовая лесенка.

Для подобных игр могут использоваться различные по величине круги. К ним в зависимости от размера прикрепляется определенное количество прищепок. Например, к самому маленькому кругу — три прищепки, к следующему по величине — четыре или пять и т. д. Прищепки могут прикрепляться и к другим фигурам, например к треугольникам, квадратам, овалам.

Слышим — прикрепляем

Игры с прищепками прекрасно подходят для развития фонетических навыков и пространственных представлений детей. Например, взрослый произносит звуки (можно использовать какой-либо музыкальный инструмент, хлопает в ладоши, а ребенок в это время прикрепляет прищепки в раз личном пространственном расположении (прямо, по кругу, ни сторонах квадрата, треугольника, соотнося их количество с количеством услышанных звуков. Прищепки могут крепиться к поверхностям, имеющим разную фактуру: краям круглой или овальной корзинки, плотной ткани квадратной фор мы, картона, вырезанного в форме звездочки, и т. п.

Делаем игрушки

Игры с прищепками очень полезны для развития конструктивного мышления ребенка. С их помощью можно сделать самые разные объекты: ёлочку, солнышко, бабочку, тучку. Для этого потребуется круг желтого цвета, треугольники зеленого цвета (большой и маленький, овал синего цвета, разноцветные удлиненные овалы (все это изготавливается вместе с ребенком) и, конечно же, прищепки разных цветов. Взрослый предлагает ребенку сделать солнышко, т. е. прикрепить желтые прищепки-лучики к краям желтого круга. Для того чтобы сделать ёлочку, можно к краям зеленого треугольника прикрепить зеленые прищепки-веточки. Если к одному краю зеленой полоски прикрепить зеленые прищепки, получится травка. Используя синий овал и синие прищепки-капельки, можно сделать тучку, из которой идет дождик. К небольшим разноцветным овальчикам ребенок прикрепляет по четыре разноцветные прищепки — бабочки. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Каждое действие сопро-вождается речью. Диалог с ребенком во время любой игры — основное условие его всестороннего развития.

После того как ребенок сделает ту или иную игрушку, взрослый просит его сказать, сколько прищепок ему понадобилось. Ребенок считает количество прищепок, называет его. Называет количество прищепок определенного цвета. Например, чтобы сделать бабочку, надо взять две прищепки красного цвета и две — синего.

Взрослый помогает ребенку обобщить свои действия. Ребенок должен сказать, что всего прищепок четыре, и все они одного цвета (для одноцветных фигурок, или: всего прищепок четыре — две красного и две синего цвета.

Составляем картину

На этом занятии дети вместе с педагогом «рисуют» картину, используя поделки, изготовленные ими на предыдущем занятии. Кроме того, для игры потребуется большой лист ватмана. Взрослый может придумать самые разные истории и на их основе вместе с детьми «нарисовать» картину. Например, педагог (родитель) просит их вспомнить картину, которую они могли наблюдать летом.

«Однажды летом я вышла на полянку. Было красиво, светло, тепло. Я посмотрела вокруг: на земле лежала ровным ковром зеленая трава. (Положите в нижнюю часть бумажного листа зеленую полоску с прищепками.) Я дотронулась рукой до травы. Каждая травинка была чуть-чуть колючая и торчала остренькими краями от самой земли. (Пусть дети тоже дотронутся до «травы».) Я посмотрела вокруг, подняла голову и увидела солнце, оно светило ярко. (В это время один ребенок кладет в правый верхний угол листа солнышко — желтый круг с прикрепленными к нему прищепками.) Над травой порхали бабочки. Одна бабочка с желтыми крыльями, другая — с красными, а у третьей бабочки крылья разноцветные: синие и красные. (Вместе с другим ребенком взрослый размещает бабочек на траве, над травой.) Я посмотрела вокруг и увидела, что на небе появилась тучка. Эта тучка закрыла солнышко, и пошел дождь. (Кладет тучку на солнышко.) Дождь капал, капал на траву, на землю. Бабочки спрятались от дождя. Они сели на ветки большой зеленой ёлки. А рядом с ней росла маленькая ёлочка, на нее бабочки не стали садиться. Ее веточки не могли спрятать бабочек от дождя. Тучка прошла мимо, дождик прекратился. (Педагог убирает тучку.) Бабочки опять выле-тели на полянку. Они так интересно летали: то собираясь в круг, то разлетаясь в ряд, то летая друг над другом. (Взрослый перемещает бабочек.) Бабочка с красными крыльями летала выше всех, под ней была бабочка с разноцветными крыльями, а внизу — с синими. Потом бабочки устали летать и опустились на траву».

Затем взрослый предлагает детям самостоятельно составить картину, которую он видел, когда гулял на поляне. Рассказ повторяется.

Картину можно разместить на картоне, на полу. Для того чтобы возникло ощущение законченности, если картина создается на полу, она обрамляется рамкой из реек или прямоугольником из толстого шнура. Дети должны иметь возможность творить — «рисовать» картину из составленных с помощью прищепок фигурок.

Затем взрослый предлагает детям расположить бабочек на поляне. Он говорит, что сначала все бабочки, летая над поляной, расположились в круг, потом они выстроились в ряд, затем бабочки летали, где хотели. Пусть дети вспомнят, куда спрятались бабочки, когда пошел дождь. Дети открепляют прищепки от контурного изображения тучки и располагают их над травкой — идет дождь. В это время бабочки прячутся под елкой. Затем дети убирает тучку и дождик, оставляя солнышко, и располагают бабочек там, где им хочется.

Развесь платочки на веревке

Для этой игры потребуются штативы, между которыми натягивается веревка. Взрослый предлагает ребенку развесить платочки на веревке, используя соответствующее количество прищепок, например, самый маленький платочек прикрепить к веревке одной прищепкой, платочек побольше — двумя, еще больший — тремя и т. д. Или красный платочек прикрепить к веревке двумя красными прищепками, синий — двумя синими прищепками и т. д., а затем сравнить количество прищепок, ориентируясь на цвет. Количество прищепок одного цвета зависит от количества платочков того или иного цвета. Например, на веревку повеси-ли два платочка синего цвета. Соответственно и прищепок взяли по две, то есть всего четыре, и т. д. Затем ребенок сравнивает количество прищепок разного цвета. Одинаковое ли число прищепок красного и синего цвета? Какого цвета прищепок больше прикрепили к веревке? И т. п.

Для игр с прищепками можно сделать специальные деревянные панно, к которым шурупами привинчиваются прищепки. С помощью этих прищепок дети прикрепляют к панно свои рисунки, аппликации и т. п.

Сюжеты игр с прищепками могут быть самыми разными, например: «Ежи и зайцы на поляне» (иголки ежа, уши зайца, ветви елок и т. п. — из прищепок, «Корзина с овощами» («ботва» из прищепок прикрепляется к плоскостным изображениям репок, морковок) и т. п.

В комплект деталей дидактического панно «Ёжик», вы пускаемого 000 «ПКФ "АЛЬМА"», входят бельевые при щепки, которые прикрепляются к ковролиновой основе «ёжика» и выполняют роль колючек ежа (см. подробнее: Баряева Л. В., Загребаева Е. В. Игры-занятия с тактильным панно «Ёжик». — СПб. : НОУ «Союз», 2006; Они же. «Ёжик» зовет поиграть! // Игра и дети. — 2007. — № 3. С. 25—27).

Панно «Ёжик» применяется в играх-занятиях различными специалистами: педагогами-психологами, учителями логопедами, инструкторами ЛФК, массажистами. Так, логопед использует его для отработки общефункциональных механизмов речевой деятельности (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, памяти, внимания и т. п.) или для совершенствования ручной моторики, в том числе путем самомассажа рук: чтобы прикрепить прищепку к ковролину, ребенок должен, придерживая левой рукой край ковра, пальцами правой руки нажать на ножки прищепки. Воспитатели включают игры с панно в занятия по математическому развитию детей, например, для формирования у них пони мания итога счета: общее количество сосчитанных прище пок (а их в наборе десять, то есть можно прикреплять разное количество — от одной до десяти) обозначается послед ним произнесенным числом.

Пример игрового упражнения с панно «Ёжик»

Педагог предлагает детям поиграть с ёжиком. Дети называют и прикрепляют к ковролиновой основе детали паи но, по желанию украшают его бантиками. Взрослый просит детей прикрепить к ежу колючки. Он говорит, обращаясь к одному из детей : «Возьми одну прищепку-колючку, прикрепи ее к спинке ежу» и т. д. В процессе выполнения задания ребенок прикрепляет, например, три прищепки, потом еще две. Педагог может заменить вербальную инструкцию хлопками, ударами по барабану, показом различных цифр. Выполняя упражнение, ребенок обязательно проговаривает количество колючек-прищепок, которые он прикрепил.

Желательно предварять упражнение чтением художественных произведений, например:

Ёж и заяц

Беленький гладенький заяц сказал ежу:

— Какое у тебя, братец, некрасивое колючее платье.

— Правда, — отвечал ёж, — но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шубка?

Зайчик вместо ответа только вздохнул.

К. Ушинский

Вот у Ёжика-дружка Два высоких сапожка, Серая рубашка, Ой! Не тронь — как колка.

При выполнении игровых упражнений с бельевыми прищепками решается сразу несколько задач: на пространственную ориентировку, на развитие мелкой моторики, на формирование математических представлений (количественных, временных, величинных, пространственных) и т. п.

Многолетний практический опыт показал нам, что именно эти игры становятся наиболее любимыми детьми, они вызывают у них большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического опыта

Публикации по теме:

«Развитие математических способностей у дошкольников» Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» С восприятия предметов и явлений окружающего мира появляется познание. Для того чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, крайне.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Творческое воображение – тот мотор, который запускает создание совершенно нового произведения или образа. Благодаря этому психическому.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством рисования и всё о том, чем можно рисовать»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством рисования и всё о том, чем можно рисовать» Развитие творческого мышления у ребенка начинается практически с рождения. Творчество и речь неразрывно связаны. И чем раньше родители.

Консультация для родителей «Значение занятий по конструированию на развитие умственных способностей ребенка» Консультация для родителей «Значение занятий по конструированию на развитие умственных способностей ребёнка» Умственное развитие дошкольников.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Примерное родительское собрание «Развитие математических способностей в семье у детей 6–7 лет» Время проведения: октябрь Форма проведения: круглый стол Продолжительность: 1-1,5 часа Цели собрания: -организация совместной работы детского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей в быту»
Опубликовано: 9 ноября 2022 в 11:07
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей в быту»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Филиппова (УИ 1684309) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД