Юлия Гордиенко
Консультация для родителей «Развитие ловкости у дошкольников»
Консультация для родителей «Развитие ловкости у дошкольников»
Ловкость заключается не только в скорости реакции, некоторых
Публикация «Консультация для родителей „Развитие ловкости у дошкольников“» размещена в разделах
физических данных, но и в смекалке, концентрации на определенном действии. Это качество особо необходимо детям, которые собираются участвовать в спортивных соревнованиях. Если ребенок ловкий, то он способен быстро оценить ситуацию, выполнить действие с учетом
силовых, пространственных, временных характеристик. Малыш может попасть в цель, он прекрасно держит равновесие, способен пройти по
бревну, устоять на одной ноге. Чтобы выработать такие навыки у детей, нужно использовать специальные упражнения. Регулярные тренировки помогут достигнуть высоких результатов.
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ
Для улучшения показателей ловкости используют
специальные упражнения, постепенно их усложняя и меняя привычные условия их выполнения. Педагоги выделяют следующие методы развития ловкости у детей дошкольного и младшего школьного возраста:
• Выполнение традиционных упражнений в разных вариациях. Например, изменение исходной позиции, положения рук или ног во время утренней зарядки. • Изменение скорости и ритма выполнения упражнений. Например, дети выполняют движения сначала медленно, а потом быстро или меняют последовательность элементов. • Изменение способа
выполнения упражнений. Воспитатель предлагает ребенку
поэкспериментировать, например, изменить опорную ногу, положение рук, угол наклона тела, добавить перевороты и т. д. • Включение в работу дополнительных предметов. Упражнения выполняют с
предметами, которые имеют разную фактуру, массу, форму. Так у ребенка будет быстрее совершенствоваться координация. • Групповое выполнение упражнений. Например, команда детей играет в игры
«гусеница» или «бег на трех ногах». • Сочетание основных упражнений с дополнительными. Ребенок может прыгать на скакалке и выполнять определенные движения руками или ногами, играть с мячом, хлопая в ладоши или притопывая. • Подвижные игры. Активные игры на свежем воздухе способствуют развитию ловкости. Вместе с ловкостью важно совершенствовать координацию, четкость мышечных движений и
внимания.
УЛУЧШЕНИЕ ЛОВКОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
Развитие ловкости у детей 3 – 4 лет происходит с помощью подвижных игр, которые не требуют специальной подготовки. Игра для младших дошкольников должна быть простой, понятной, которая задействует многие мышцы. Такие игры не только развивают ловкость, но и
тренируют вестибулярный аппарат, предупреждают искривление осанки, расстройства зрения, повышают выносливость, повышают настроение.
Развитие ловкости у детей дошкольного возраста проводится с помощью физических упражнений, оздоровительных процедур. Важно понимать,
что физическое развитие напрямую влияет на умственную деятельность.
Чтобы ускорить совершенствование ловкости, нужно во время упражнений задействовать мозговую деятельность Особенности
развития ловкости у детей связаны с началом подготовки к школе. Как правило, старшие дошкольники легче малышей справляются с выполнением заданий. Они не только повторяют движения за
воспитателем, но и выполняют упражнения по его команде, а также могут самостоятельно их объяснить. То есть они совершают все движения осмысленно, с высокой степенью координации. Оценить
показатели ловкости сможет только специалист с помощью специальных упражнений, результаты которых потом анализируются. Обычно для этой цели используют челночный бег на время. Для дошкольников
проверку проводят в игровой форме с применением мячей или кубиков, которые они будут поочередно относить на скамейку. Также малыши
могут оббегать флажки на время. Для этого достаточно 8 флажков на расстоянии 100 см друг от друга. Выводы о развитии ловкости можно на основании полученных результатов.
ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ
Развитие ловкости рук у детей 5 – 6 лет проводят с помощью мяча или других вспомогательных предметов. Чтобы занятия прошли комфортно для детей и дали свои результаты, нужно соблюдать следующие правила: • Поначалу упражнения выполняются в умеренном темпе, чтобы ребенок понимал, что он должен сделать и совершенствовал технику выполнения. • Занятия не должны длиться долго, иначе малыш устанет. Например, длина дистанции для бега не должна превышать 30 м, кратность повторений – 12 раз, а продолжительность бега – 10 секунд у младших дошкольников. Дети старшего дошкольного возраста не должны бежать без остановки более
20 секунд. • Программа занятий должна быть интересной, с включением разнообразных упражнений, которые выполняются в разных вариациях, с применением вспомогательных предметов, изменением интенсивности. Это нужно, чтобы у ребенка не закреплялся «скоростной барьер», который ему будет трудно преодолеть в будущем. Кроме того, развивать ловкость лучше в начале занятия или прогулки. В противном случае
малыши устанут, что негативно отразится на их психике.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
В 3 – 7 лет проводят подвижные игры для детей для развития ловкости : • Хитрая лиса. Игру проводят в спортивном зале или на площадке. Дети выстраиваются в круг на расстоянии шага друг от друга. За кругом находится домик лисы.
По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а он выбирает ребенка на роль хитрой лисы. Потом они открывают глаза и 3 раза спрашивают:
«Где ты, хитрая лисица?» После последнего вопроса игрок, выполняющий роль лисы, становится в круг и поднимает руки. Дети разбегаются, а лисица пытается дотронуться до них рукой и забрать в свой дом. Когда лиса поймает несколько детей, воспитатель говорит:
«Все в круг», и игра начинается сначала. Если лиса не поймала никого, то выбирают нового игрока на ее роль. • Охотник и зайцы. Воспитатель выбирает охотника, а на площадке выбирается место, где он будет находиться. На противоположной стороне рисуют круги – это домики зайцев, в каждом находятся по 2 – 3 игрока. По сигналу ведущего:
«Выбежали зайчата на полянку», дети выбегают и начинают прыгать по площадке. Потом по команде появляется охотник, а зайцы пытаются
убежать в свои домики. А «охотник», стоя на месте, пытается в них попасть мячом и забрать «добычу» на свою сторону площадки. Игру
повторяют сначала 2 – 3 раза, затем подсчитывают добычу. Потом на роль охотника выбирают нового игрока. Игра длится 5 – 7 минут. •
Перелет птиц. Дети располагаются на одной стороне зала, на другой стороне от них размещены тренажеры, гимнастические стенки, на которые они могут взобраться. По команде воспитателя: «Птицы улетают!» игроки разводят руки и бегают по площадке. По сигналу:
«Буря!» дети бегут на противоположную сторону зала и вылазят на гимнастические стенки, пытаясь скрыться от непогоды. После слов:
«Буря закончилась» дети спускаются и продолжают «летать». Во время игры воспитатель должен страховать детей, чтобы он не упали с
приспособлений для лазанья. • Ловишки-елочки. Воспитатель выбирает
«ловишку», который становится посреди площадки, а другие игроки размещаются в произвольном порядке. По команде: «Раз, два, три – лови» дети разбегаются в разные стороны, а «ловишка» пытается дотронуться до них рукой, чтобы поймать. Игроки могут помогать друг другу – когда они встают друг напротив друга, опустив руки в стороны и вниз, изображая елочку, то их нельзя ловить. Эти игры развивают ловкость, умение совершать действия по сигналу, точность, выносливость, силы, ориентацию в пространстве, умение лазать, скорость движений.