Елена Николаева
Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с дизартрией во время домашних занятий с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие фонематического слуха
у детей с дизартрией
во время домашних занятий с родителями
В настоящее время наблюдается рост детей с диагнозом «дизартрия». Это связанно с множеством факторов: пренатальные и натальные патологии, токсикозы и интоксикации во время беременности, родовые травмы и так далее.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие фонематического слуха у детей с дизартрией во время домашних занятий с родителями“» размещена в разделах
- Дизартрия
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
В структуре речевого дефекта при дизартрии ведущим являются фонетические нарушения. Нарушения фонетической стороны речи с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии. Так же отрицательно эти нарушения влияют на развитие фонематического слуха.
Как известно, речь и слух неразрывно, связаны: даже небольшое снижение слуха является существенным препятствием для формирования правильной речи. Мы говорим, так сказать, о физическом слухе. Но не менее важен и фонематический слух. Что это такое? Фонематический слух — это умение различать звуки речи, выделять их из общего звучания слова, различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, различать слова, отличающиеся только одной фонемой.
Задержка развития фонематического слуха неизбежно сказывается и при обучении ребенка грамоте — даже в том случае, если в устной речи нет заметных дефектов. Без умения различать звуки в слове, выделять и объединять их нельзя овладеть навыками правильного чтения и письма.
В случае нарушения фонематического слуха у ребенка возникает трудность в определении неправильно звучащих звуков в своей речи. А это приводит к трудностям в постановке звуков.
Предлагаем вам увлекательные игры для развития фонематического слуха.
1.«Ушки - слушки».
Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание. Родитель показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Ребёнок называет эти предметы. Родитель предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Ребёнок узнаёт звуки и называет предметы, их издающие.
2. «Где звенит?», "Жмурки".
Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами. Ребёнок стоит с закрытыми глазами. Родитель с колокольчиком бесшумно передвигается по комнате и звенит. Ребёнок, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука
3. Пальчиковая игра «Гроза»
Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания. Родитель читает слова игры, а ребёнок выполняет движения соответственно тексту.
Закапали капли (стучать по столу двумя указательными пальцами).
Идёт дождь (тихо стучать четырьмя пальцами обеих рук).
Он льёт, как из ведра (громко стучать четырьмя пальцами).
Пошёл град (стучать косточками пальцев, выбивая дробь).
Гремит гром (барабанить кулаками по столу).
Сверкает молния (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаём звук ш).
Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки спрятать за спину).
4. Отвечай – не торопясь.
Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком. Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.
• Придумай слово, которое начинается на последний звук слова дом.
• Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья)
• Подбери слово, чтобы первый звук был п, а последний звук – а (Паша, панама, пух)
• Какое слово получится, если к слогу со прибавить один звук? (сон, сок, сор, сом)
• Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
5. Исправь Незнайкины ошибки.
Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения. «Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки» :
Коса прыгнула через забор.
Колова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
6. Собери слово из звуков.
Цель: узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков.
- Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а? д-о-м?.
7. Цепочка слов.
От заданного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом - мак - кот - топор - руль.