Юлия Погор
Консультация для родителей «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Значение развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
Чувство ритма - это способность воспринять и воспроизвести музыкальный ритм на основе эмоционального критерия (умение чувствовать, слышать акцент, раздражитель, опирающегося на моторику. Восприятие ритма никогда не бывает только слуховым; оно всегда является процессом слухо-двигательным.
Темочки:
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. Все окружающее нас живет по законам ритма. Ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Ритмично чередуются времена года, недели, дни и ночи. Ритмичны человеческое дыхание и биение сердца. Также ритмичны архитектурные сооружения, дворцы и дома. Все это говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе. Мы его слышим и видим. Ритм - изначальная форма связи человека с жизнью, временем, его здоровьем.
Совершенствование системы обучения и воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, стимулированное социальным заказом общества, постоянно усложняет требования к психическому развитию детей. В частности, среди задач музыкального, физического, интеллектуального и других важных задач воспитания актуальным становится развитие чувства ритма дошкольников. Обусловлено это рядом причин. Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность: музыкально-ритмические движения; музицирование; пальчиковая гимнастика; слушание музыки; распевание, пение; пляски, игры, хороводы.
Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому упражнения на развитие чувства ритма, как нельзя лучше способствуют оздоровлению детей.
Дети с проблемами ритмического восприятия не могут пропевать какие-либо звуки: многие не поют, а проговаривают: недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением и словом. У детей часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма. К тому же, если чувство ритма несовершенно, у детей замедляется становление развернутой речи, она не выразительна и слабо интонирована. Чаще дети говорят в ускоренном темпе. Это отрицательно отражается на внятности, чёткости речи. Иногда звуки и слоги проглатываются. Особенно часто это бывает при произнесении длинных слов или фраз.
Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость однородных слогов, затем чередование разнородных. Отмечается тесная связь лепета с ритмическими движениями : ребенок ритмично взмахивает руками, прыгает, стучит игрушкой, при этом выкрикивает слоги в ритме движений, а как только движения прекращаются, он умолкает.
Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме : ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики. Учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи. Выкладывать орнаментальные узоры. Работа по развитию чувства ритма ведется в процессе овладения детьми различными видами деятельности на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по изобразительной деятельности, ручного труда, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций.
Нарушение чувства ритма не так безобидно, как кажется: исправить его значительно труднее, чем выработать. Развитие ритма считается одной из самых трудных проблем в музыкальном воспитании детей. Ведь главная задача в развитии чувства ритма : научить детей ощущать в музыке ритмическую выразительность и передавать ее в движениях, а это требует внимание, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что важно для развития ребенка.
Развитие чувства ритма способствует всестороннему развитию ребенка, совершенствованию его речи, овладению двигательными навыками, музыкальными способностями, умению ориентироваться в окружающем мире, пониманию смысла предлагаемых заданий. Развивая чувство ритма, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети более чётко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах. Помимо этого, развивая чувство ритма, формируется слоговая структура сложных слов, развитое чувство ритма помогает ребёнку быстрее и легче запоминать стихотворения, понимать музыкальные произведения, развивается координация и ловкость движений, совершенствуется общая и мелкая моторика, улучшается дикция, нормализуется темп речи. Развитое чувство ритма, повышает рациональную организованность движений, работоспособность, физическую активность. Ребенок, владеющий чувством ритма, будет лучше играть на музыкальных инструментах, петь, танцевать, декламировать различные произведения, тем самым он более успешен в жизни.
Подводя итог, можно определить следующие значения развития чувства ритма у детей дошкольного возраста :
Развитое чувство ритма способствует развитию всего комплекса музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир ребёнка;
Развитое чувство ритма оказывает положительное влияние на развитие речи, психических процессов дошкольника;
Чувство ритма воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма.