Анастасия Галинская
Консультация для родителей «Ранний возраст и сензитивные периоды развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН КОНСУЛЬТАЦИИ
ТЕМА: «РАННИЙ ВОЗРАСТ И СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»
Цель: дать представление родителям о сензитивных периодах развития детей, захватывающих ранний возраст.
Задачи:
- акцентировать внимание родителей на различных периодах развития детей, захватывающих ранний возраст;
- дать краткую характеристику каждого периода.
Вопросы к родителям:
Играете ли вы с ребенком в речевые игры?
Помогает ли малыш в уборке по дому? Что он делает?
Публикация «Консультация для родителей „Ранний возраст и сензитивные периоды развития детей“» размещена в разделах
В какие игры вы играете дома?
ПЕРИОДЫ:
Сензитивный период развития речи.
С самого рождения малыш начинает осваивать родной язык. На втором году жизни его словарь увеличивается. Часто возникают трудности: малыш понимает смысл речи, но объясниться пока не может. К 2,5 – 3 годам речь становится средством общения. Необходимо ежедневно играть в различные речевые игры, задавать вопросы, помогать отвечать на них.
Сензитивный период восприятия порядка.
Для малыша огромное значение имеет последовательность событий и стабильность в отношениях с другими людьми. Он впитывает в себя привычное окружение, которое и становится для него порядком. Для ребенка это – стремление к безопасности. В этом возрасте достаточно легко приучить ребенка поддерживать порядок, ставить вещи на свои места, выполнять режим дня.
В раннем возрасте излюбленными занятиями являются складывание, раскладывание и собирание.
Сензитивный период сенсорного развития.
Человек получает информацию посредством шести основных органов чувств:
1. Глаза (зрение)
2. Уши (слух)
3. Язык (вкус)
4. Нос (обоняние)
5. Кожа (осязание)
6. Вестибулярный аппарат (чувство равновесия и положения в пространстве, ускорение).
Если вы поможете научиться ребенку слышать, видеть, чувствовать – то увидите, как сильно он начнет отличаться от других детей. Он будет более размышляющим, разговорчивым, умелым, ловким.
С чего начинается сенсорное развитие?
С сенсорных эталонов:
1. Цветовая гамма (красный, синий, желтый, зеленый)
2. Форма (кубик, кирпичик, шар)
3. Размер (большой, маленький)
4. Количество (один – много)
5. Расположение в окружающей среде.
Задачи раннего возраста:
- Выделение цвета, формы и величины
- Называние свойств предметов.
Дидактические игры, развивающие ощущения:
- «Определи на ощупь»
- «Узнай фигуру»
- «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
- «Найди пару»
Дидактические игры, развивающие представления о форме:
- «Найди предмет указанной формы»
- «Найди предмет такой же формы»
- «Составь целое из частей»
- «Какая фигура лишняя»
Дидактические игры, развивающие представления о величине:
- «Пирамидки»
- «Матрешки»
Период развития руки и интереса к мелким предметам.
В этом возрасте особое удовольствие малышу доставляют игры с мелкими предметами (под присмотром взрослого). Ребенку необходимо их потрогать, погладить, подержать в руках. Таким образом он познает целое и части, что мир может дробиться. Подобные игры подготавливают мозг к операциям анализа и синтеза.
Сензитивный период развития движений.
Для здорового бодрствующего ребенка нормальным состоянием является движение. Малыш тренируется брать предметы рукой, ловить и бросать мяч. Ногами ходить, бегать и прыгать.
Точные движения руки необходимы для правильного развития психики и самостоятельности.
Начало сензитивного периода социального поведения.
Маленького человека интересует поведение окружающих, отношения со взрослыми и сверстниками. Он впитывает шаблоны поведения, речевые нормы, этикет. Его поведение корректируется средой общения, атмосферой и укладом жизни.
Особое значение приобретает предметная и социальная среда, окружающая ребенка. Взрослому следует создать для ребенка среду, в которой тот мог бы найти все необходимое и полезное для своего развития, получить богатые и разнообразные сенсорные впечатления, «впитать» правильную речь, социально адекватные способы эмоционального реагирования, образцы позитивного социального поведения, способы продуктивной деятельности с предметами.