Елена Мягкова
Консультация для родителей «Работа педагога-психолога в группе компенсирующей направленности»
▼ Скачать + Заказать документы
Среди проблем обучения детей дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности есть извечные проблемы (чему и как учить малыша); проблемы выдвигаемые определенными историческими условиями и социальными заказами (компьютер в жизни ребенка, подготовка к обучению в школе); проблемы, обусловленные особенностями субъектов обучения (особенности детей с ОВЗ); проблемы обучения (развитие логического мышления); проблемы, вызванные особенностями субъектов учебного процесса родителей и педагогов и их взаимодействием.
Публикация «Консультация для родителей „Работа педагога-психолога в группе компенсирующей направленности“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Психологу дошкольного учреждения, работающему в группе компенсирующей направленности, необходимо выделять приоритетные проблемы, значимые для каждого конкретного ребенка.
Для оказания квалифицированной и своевременной помощи воспитателям и родителям в решении вопросов обучения детей педагог-психолог принимает участие в оказании помощи детям, нуждающимся в особых обучающихся программах и специальных формах организации их деятельности, формировании и закреплении правильных навыков у детей, развитии эмоциональной и сенсомоторной сферы высших психических процессов и укреплении здоровья.
В МАДОУ «Детский сад №80» - одна группа компенсирующей направленности. Специфика работы в группе определяется наличием у каждого дошкольника особенностей развития.
Как показывает практика, отклонения в развитии влекут за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка. У детей зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.
Деятельность педагога-психолога охватывает комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном процессе. Характерно четкое дифференцирование проблем и их решением в своей просветительской, диагностической, профилактической и коррекционно-развивающей работе. Структура педагогической поддержки, реабилитации во многом зависит от диагноза и компенсаторных возможностей ребенка. Осуществления воспитателями и специалистами личностно-ориентированного подхода. Отмечу, что достижение этой цели возможно только при тесном взаимодействии с воспитателями и учителем-дефектологом, музыкальном руководителем и инструктором по физической культуре.
Деятельность педагога-психолога при работе в данной группе направлена на :
• развитие памяти, мышления, восприятия, воображения:
В каждое занятие включаются задание на развитие какого-либо познавательного процесса «Разрезные картинки», «Волшебный мешочек», "Что изменилось?", "Разложи предметы так, как я скажу".
• развитие внимания и фонематического слуха:
Развитый фонематический слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка. Развитию целенаправленности, устойчивости, сосредоточенности способствуют проводимые педагогами речевые игры :"Доскажи словечко", "Летает - не летает", "Съедобное - несъедобное". Отгадывание загадок, ребусов, работа со сказкой помогают детям овладеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
• совершенствование мелкой моторики:
Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с патологией. Применение пальчиковых игр и упражнений является уникальным средством для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Творческие задания, развивающие координацию мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов и природного материала, работа с песком позволяют детям не только совершенствовать тонкую моторику, но и повышают интерес к организованной деятельности, создают положительный эмоциональный настрой.
• развитие эмоций:
Стабилизация эмоционального состояния детей, снятие эмоционального и телесного напряжения детей. Расширение вариантов поведенческих моделей в эмоционально значимых событиях и при проведении упражнений на сплоченность группы, этюдов на выражение эмоций помогают детям развивать способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
• развитие коммуникативных навыков, произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств:
Развитие навыков социально-психологической адаптации с помощью подвижных игр с правилами, игр на развитие самоконтроля, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр для формирования у детей волевых усилий, помогающих следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
• создание психологической поддержки детям:
Особое внимание уделяется созданию эмоционального и психологического комфорта в группе при профилактике соматических заболеваний. Дети в данной группе часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому использование здоровьесберегающих технологий является важным условием в ходе коррекционных занятий. Помимо традиционных физкультминуток в организованную деятельность включаются: режим смены поз, кинезиологическая гимнастика, психогимнастика, релаксация, музыкотерапия.
• повышение психологической культуры родителей :
Наиболее приоритетными формами взаимодействия с родителями в ДОО выступают : родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, анкетирование содействующие повышению компетентности родителей и просвещению о закономерностях развития детей, особенностях их обучения и воспитания.
• повышение психологической культуры педагогов :
В работе с педагогами используются консультации, семинары-практикумы, деловые игры, круглые столы. В процессе такого взаимодействия удается сформировать необходимые умения и навыки, активизировать обмен информацией, практическим опытом, выработать стратегии развития детей, имеющих определенные особенности развития.
Таким образом, педагог-психолог осуществляет заботу о психологическом здоровье детей группы компенсирующей направленности в образовательном пространстве.